Пост

Сегодня я закончил самый трудный перевод из всех, что когда-либо делал.Но в то же время он оказался и самым интересным. Я говорю о переводесценария, написанного Тони Кушнером и Эриком Ротом по мотивам книгиканадского журналиста Джорджа Джонаса и превращённого СтивеномСпилбергом в фильм, получивший на последней церемонии Оскара пятьноминаций, в том числе, и за лучший сценарий. Я говорю о Мюнхене.

На самом деле, как это часто бывает, сценарий больше фильма. И ондействительно очень хорош. А сам материал сложен и, по большей части,нашему зрителю незнаком. Отсюда вывод — надо читать сценарий.

Читая сценарий, учитывайте следующие нюансы.

Роберт и Авнер перед убийством ЦвайтераБольшая часть событий, изображённых в фильме, мягко говоря,«непроверенная информация», «исторический вымысел» (выражение СтивенаСпилберга), а говоря по существу – выдумки и домыслы. Всё дело в том,что книга Джонаса «Возмездие: Подлинная история израильскойантитеррористической группы» основана на рассказах авантюристанаподобие барона Мюнхгаузена (это в лучшем случае). Американский частный детектив Ювал Авив, который и рассказалавтору эту «подлинную историю» от первого лица, никогда в Моссад неслужил и уж тем более не участвовал подобных в секретных миссиях. Здесьналицо неверное позиционирование фильма – Спилберга критикуют за то,что он положил в основу фильма подобную непроверенную информацию, хотяна самом деле режиссер никогда не заявлял, что снимает документальныйфильм.

Такое недопонимание возникло, по-видимому, из-за того, что многое в фильме исторически достоверно.

После взрыва в отеле «Олимпийский»Прежде всего, мюнхенская трагедия 4 сентября 1972 года развивалась такили примерно так, как показано в фильме. Все имена соответствуютдействительности.
Далее, операция по устранению лиц, замешанных в организации мюнхенскойбойни (она носила кодовое название «гнев Божий») на самом деле былаинициирована израильским правительством и проведена Моссад. Конечно,никакой «группы Авнера» не существовало и не могло существовать (хотяпосле выхода книги Джонаса уже написаны диссертации о том, насколько,дескать, могут быть эффективны подобные автономные команды).
Ваэль Цвайтер, официальный представитель ООП в Италии, действительнобыл застрелен агентами Моссад в Риме в 16 октября 1972 года. Чутьпозже, а именно 8 декабря, в своей квартире был взорван представительООП во Франции Мохаммад Хамшари. Ясно, что убийства этих людей, которыеи не думали прятаться или скрывать свою деятельность, и участие которыхв непосредственной подготовки мюнхенского теракта было по меньшей меренедоказанным, не могли рассматриваться иначе чем акции устрашения состороны Израиля. Кстати (об этом в фильме не говорится), в течениепоследующих трёх месяцев в Европе были уничтожены ещё четверооперативников ООП и НФОП.
Также не подлежит сомнению подлинность информации о операции в Бейруте9 апреля 1973 года. Она носила кодовое название «весна молодости»,командовал ею Эхуд Барак и в её ходе были убиты трое важных людей виерархии ООП и Фатх.

Авнер и Эфраим перед началом операцииМногие события операции «гнев Божий» остались за рамками фильма.
Самое главное, конечно, это фиаско Лиллехаммера, когда агенты Моссадубили невинного марокканского официанта, перепутав его с Саламехом.
Ничего не сказано в фильме и об убийстве одного из руководителей«Чёрного сентября», алжирца Мохаммада Будия, взорванного в Париже 28июня 1973 года (когда, по версии фильма, морально опустошённый Авнеруже вернулся в Израиль).

Спилберга почему-то упрекают в том, что он якобы поставил на одну доскупалестинских террористов и израильских мстителей. Мне не показалось,что эти упрёки справедливы. По-моему, его (и авторов сценария,разумеется) интересовал прежде всего невосполнимый ущерб, которыйнанесла миссия душам в ней участвующих. И это режиссёру удалось.

Читайте сценарий. Я снабдил его подробными примечаниями, объясняя то, что может быть непонятно многим. Я старался.

 
 
 
Рейтинг
(1 голос)
Последнее изменение: 19 марта 2006 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Тема электронных книг в настоящее время одна из самых горячих. Вот и журнал Wired уделяет ей значительное внимание.

Публикуясь самостоятельно, писатели зарабатывают миллионы. Выходит, самиздат — будущее книгоиздательства?

25 мая в Москве с большой помпой прошло мероприятие корпорации Adobe под названием «Эволюция творчества», посвящённое выходу Creative Suite 5.5.

Выход iPad-газеты The Daily, назначенный на эту неделю, перенесён на неопределённый срок.

Судя по всему, финский гигант вскоре вылетит из тройки крупнейших производителей смартфонов. А ведь для столь драматического развития событий, по сути, не было никаких оснований…

Кристофер Мимс полагает, что е-книги находятся на «пике завышенных ожиданий». Следовательно, в будущем их ждёт падение в глубокую пропасть разочарования.

В iPad 2 нет ничего принципиально нового, кроме двух камер. Но пока конкуренты безуспешно пытаются приблизиться к iPad 1, Apple значительно улучшил свой — и так очень хороший — продукт.

Мой аккаунт восстановлен, но все друзья из него исчезли. Хочу снова подружиться с теми, с кем дружил раньше.

Крупнейший онлайн-ритейлер угрожает гегемонии Apple на рынке планшетов?

Уступая многочисленным просьбам, наконец-то выложил свои переводы сценариев на этот сайт.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.