Пост

Сокращённая версия настоящей статьи была опубликована на сайте Slon.ru.
©Slon.ru. Все права сохранены.

На прошлой неделе тяжеловесы медиа-рынка оторвались от важных дел и объединились, чтобы возвысить голос в благородном негодовании. Объектом ярости издателей стал... маленький стартап Zite, в начале марта разместивший в App Store бесплатный новостной агрегатор собственной разработки.

***

RSS-агрегаторы, которые иначе называют «персонализированными журналами», получили широкую популярность с распространением планшетных устройств. Эти приложения позволяют пользователю выбрать интересующие источники информации, собирая их в рамках единого интерфейса. В итоге получается единственная в своём роде подборка новостей, созданная исключительно на основе личных предпочтений. Следует также заметить, что подобные приложения почти всегда бесплатны (равно как и получаемая с их помощью информация).

Наиболее известными агрегаторами на iPad стали Flipboard и Pulse — прежде всего, за счёт продуманного, удобного интерфейса. Первый отображает новости в формате, очень похожем на журнальный, второй — обеспечивает быстрый доступ к большому числу источников на одной странице за счёт инновационной навигации.

Zite во многом напоминает Flipboard. Он также использует журнальный интерфейс, делая это ещё более элегантно и изобретательно, чем конкурент. Но главное отличие Zite от других новостных приложений — в том, что он умеет узнавать об интересах и предпочтениях пользователя. Для этого агрегатор автоматически считывает данные из аккаунтов Google Reader, Twitter или Delicious и анализирует их. Результатом становится по-настоящему «персонализированный журнал», создающийся без вашего участия, — в отличие от аналогов, где источники необходимо выбирать вручную.

Zite получил весьма благоприятные отклики у комментаторов и привлёк интерес пользователей: менее чем за неделю после своего появления приложение было скачано 120 тысяч раз.

Но Zite понравился далеко не всем. Недовольными остались именно те, кто, собственно, и поставляет новости для Zite и других новостных приложений, — новостные и медиа-компании. Группа крупнейших издателей, включающая в себя таких грандов, как Time, The Washington Post, Getty Images, National Geographic и Associated Press, прислала разработчикам Zite письмо, в котором требует от них немедленно «прекратить противоправные действия».

«Систематически форматируя, публикуя и распространяя принадлежащий нам оригинальный контент в коммерческом масштабе без нашего разрешения, Zite оказывает прямое и негативное влияние на наш бизнес... Ваше приложение является абсолютно незаконным... Оно намеренно и глубоко нарушает наши авторские права, форматируя и публикуя наши статьи и крупноформатные версии наших фотографий и иллюстраций...» Звучит страшновато, не правда ли?

***

Чем же скромное приложение смогло навлечь на себя гнев тяжеловесов издательской отрасли?

Дело в том, что Zite отображает оригинальный контент в собственном, простом и приятном для глаза формате. Приложение отсекает всё, что так отвлекает наш взгляд на веб-страницах изданий, — прежде всего, рекламу. Остаётся лишь то, что действительно нужно пользователю: текст и иллюстрации.

Гнев издателей не впервые обрушивается на агрегаторы. Ранее недовольство высказывалось и в отношении Flipboard. Следует заметить, что Zite быстро отреагировал на письмо. В корпоративном блоге президент Zite Али Давар акцентировал внимание на двух важных аспектах. Оказалось, что приложение вообще не использует RSS: «Контент поступает путём сбора информации из Веба, так же, как это делают поисковые системы Google или Bing». Кроме того, в Zite встроена возможность отображения информации в веб-режиме, в котором форматирование и удаление лишних элементов не производится: «Мы уважаем решение издателей,
которые...извещают нас, что хотят видеть свой контент отображённым в веб-режиме. В этом случае мы оставляем статьи без переформатирования».[[nextpage]]

***

В момент появления первых агрегаторов для iPad многие выражали недоумение по поводу бизнес-модели подобных приложений. Контент бесплатен, само приложение тоже — откуда пойдут деньги?

Сегодня уже ясно, что коммерческий потенциал у агрегаторов есть. Большая читательская аудитория позволяет рассчитывать на доходы от продажи рекламы. Flipboard предложил издателям новационную технологию Flipboard Pages, которая позволяет отображать контент в виде страниц, напоминающих печатные, — с интеграцией рекламы и других коммерческих сервисов. Партнёрами нового сервиса уже стали ABC News, The Washington Post Magazine и некоторые другие медиа-компании. Есть информация о том, что и Zite намерен сделать нечто подобное.

Основная ценность Zite заключается в его способности фильтровать и персонализировать информацию. Ни один из крупных (или мелких) игроков медиа-рынка пока не смог предложить ничего подобного. Правда, издатели обещают в ближайшем будущем представить аналогичные сервисы.The Washington Post работает над службой рекомендаций Trove. The New York Times обещает в скором будущем запустить приложение News.me. Но всё это не более чем проекты, с неизвестными возможностями и неясными перспективами.

Созданный при поддержке The New York Times и The Washington Post стартап Ongo, вроде бы нацеленный на персонализацию доставки контента, пока не приобрёл достаточной популярности. Причина проста — в отличие от перечисленных выше агрегаторов, Ongo — это платный сервис, и ему трудно конкурировать с такими качественными (и при этом совершенно бесплатными) продуктами, как Flipboard, Pulse или Zite.

Вот и получается, что издателям остаётся лишь скрипеть зубами да посылать гневные письма.

***

В конце концов, не так уж существенно, нарушает ли Zite и подобные приложения букву закона, форматируя чужой контент. Эта история — уже в который раз — привлекает внимание к двум действительно важным вопросам.

Во-первых, если издателям так уж не нравятся агрегаторы, зачем вообще они создают бесплатные новостные ленты? Все без исключения новостные сайты предоставляют пользователям возможность получать контент через RSS. На сайте The New York Times, например, я насчитал 165 новостных лент различного содержания; на сайте The Wall Street Journal — 288. Если RSS-ленты (и бесплатный контент вообще) существуют, значит, это кому-нибудь нужно? И какой смысл издателям гневаться по поводу того, что этот контент используется тем или иным способом?

Во-вторых, не пора ли медиа-компаниям начинать учиться у приложений, подобных Zite, Flipboard или Pulse, вместо того, чтобы грозить им юридическим преследованием? Истина в том, что агрегаторы популярны именно потому, что они удобны и полезны. Контент-продюсер сайта paidContent Аманда Нативидад замечает по этому поводу, что как редактор, она не приветствует действия Zite, но как читатель, она им очень довольна, поскольку пользоваться приложением легко и приятно.

Издатели должны научиться предоставлять информацию в той же удобной, эффективной, персонализированной форме, как это делают Zite и другие новостные приложения, и при этом зарабатывать деньги. Иначе пользователи будут всё активнее обращаться к агрегаторам, лишая медиа-компании доходов.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 5 апреля 2011 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.