Пост

Сокращённая версия настоящей статьи была опубликована на сайте Slon.ru.
©Slon.ru. Все права сохранены.

Не успел утихнуть шум, вызванный перепалкой между гигантами медиа-индустрии, с одной стороны, и только что появившимся приложением Zite — с другой, как «с полей новостной аггрегации» пришли очередные новости. Создатели iPad-приложения Flipboard (они называют свой продукт «социальным журналом»), объявили о привлечении 50 млн. долларов венчурного капитала. Среди инвесторов, помимо маститых венчурных компаний и известных бизнес-ангелов, числится также актёр Эштон Кутчер. Следует подчеркнуть, что эта кругленькая сумма заплачена за 25%-ную долю компании; получается, что инвесторы оценили Flipboard, ни много ни мало, в 200 млн. долларов.

Напомню, что в активе Flipboard — единственное приложение, существующее меньше года и только в версии для iPad, распространяющееся бесплатно, имеющее пока весьма неопределённую маркетинговую стратегию и не заработавшее по сей день ни единого цента.

Что это? Возникновение очередного интернет-пузыря? Или перед новостными агрегаторами (социальных журналов, персонализированных изданий) действительно открывается большое будущее?

***

Случай с Flipboard — действительно из ряда вон выходящий, но далеко не единичный. Во-первых, этот стартап уже привлекал финансирование в размере 10,5 млн. долларов, причём ещё до выхода приложения (среди инвесторов — всё тот же Эштон Кутчер). Привлекали деньги и конкуренты Flipboard, правда, в существенно меньших размерах. Осенью прошлого года 800 тыс. долларов получил стартап Pulse, разработавший популярный агрегатор для iPad, iPhone и Android-устройств. А совсем недавно о привлечении миллиона долларов венчурного капитала объявил новостной ридер FLUD (по сути, клон Pulse). Так что следует предположить, что интерес инвесторов всё же имеет под собой объективные основания.

История эта поднимает три основных вопроса. Попробую ответить на них по очереди.

Почему инвесторы проявляют интерес к агрегаторам?

Приложения-агрегаторы, или, точнее говоря, персонализированные журналы, по мнению многих — будущее издательской отрасли. Рано или поздно (скорее, рано) традиционным изданиям придётся перенять у таких приложений модель организации контента.

Flipboard и другие подобные ридеры существуют меньше года, но их популярность огромна. И дело не только в том, что они бесплатны. Эти приложения позволяют читателю стать, по сути, редактором собственного журнала, выпускаемого в единственном экземпляре, — и только для него. Нас больше не привлекают обобщённые рубрики обычной прессы. Мы не хотим читать про «спорт» вообще — нас интересуют «Аршавин» или «кёрлинг». Нам не нужны новости «из мира звёзд» — дайте нам возможность прочесть только о Бритни Спирс или Хью Джекмане. Агрегаторы предоставляют такую возможность.

Как бы традиционные издатели не цеплялись за устаревшую модель формирования контента, как бы ни скрипели зубами на ненавистный Zite, эту тенденцию уже не переломить. Как сказал Артур Миллер: «Яблоко не подвесишь назад на Древо Познания; прозрев, мы приговорены искать возможность видеть больше, а не меньше». И инвесторы это хорошо понимают. Будущее — не за New York Times, а за Flipboard и Zite.

Уже очень скоро издатели начнут понимать, что персонализированные журналы не только не подрывают их бизнес (как многие сейчас думают), но открывают им доступ к новой аудитории — людям, которые, возможно, никогда не читали их газет и журналов. Тесная интеграция этих приложений с социальными сервисами (Facebook, Twitter) поможет традиционной журналистике стать частью интернет-экосистемы, в которой живут и действуют миллионы пользователей, «не интересующихся новостями».

Агрегаторы имеют ещё одно важнейшее преимущество: помимо
информации на интересующие пользователя темы, они могут поставлять ему местные, локальные новости. В скором будущем геотаргетинг позволит нам получать сведения о том, что происходит в нашем городе, районе, квартале, а приехав в незнакомый город — узнать, например, о проходящих там культурных, деловых, развлекательных мероприятиях.

В ближайшее время персонализированный журнал станет основной формой периодического издания. И внимание инвесторов — людей, хорошо умеющих считать деньги, — это подтверждает.

Почему инвесторы заинтересовались именно Flipboard?

Flipboard появился в июне прошлого года, став первым персонализированным агрегатором. По сути, он определил и создал рынок новостных ридеров. Это самое известное из подобных приложений — популярность Flipboard такова, что Apple назвал его «iPad-приложением 2010 года». Аудитория Flipboard, по утверждению его основателя, превышает миллион пользователей. Количество активных пользователей приложения (MAU), только по данным Facebook, более 800 тысяч (для сравнения, у Pulse эта цифра почти в шесть раз меньше). Наконец, основатели стартапа — Майк Мак-Кью, известный предприниматель и директор Twitter, и Эван Долл, в прошлом, ведущий программист Apple. Этим людям инвесторы, судя по всему, доверяют (опять же для сравнения: создатели Pulse — двое студентов Стэнфордского университета, к тому же, индусы, совсем недавно прибывшие в США).

Но это ещё не всё. В отличие от конкурентов, Flipboard активно демонстрирует готовность к сближению с издателями. В декабре прошлого года в приложении появилась опция Flipboard Pages, позволяющая отображать контент по индивидуальному шаблону, с сохранением первоначального стиля и рекламы. В настоящее время этой возможностью пользуются такие интернет-издания, как ABC News, All Things Digital, Bon Appetit и The Washington Post Magazine.

Не далее как на прошлой неделе компания ещё раз показала своё стремление к сотрудничеству с издательскими компаниями, договорившись о партнёрстве с медиа-империей Опры Уинфри. Отныне в разделе «Featured» на главной странице приложения, помимо ссылок на Facebook и Twitter, будут присутствовать и анонсы статей из изданий Опры.

Итак, Flipboard остаётся флагманом рынка персонализированных журналов, а инвесторы обычно выбирают лидеров.

Что Flipboard будет делать с полученными деньгами?

На этот вопрос Майк Мак-Кью подробно ответил в интервью порталу TechCrunch.

Огромная финансовая «подушка» позволяет создателям Flipboard не думать о монетизации, сосредоточившись на развитии проекта. Тем не менее, основатели активно прорабатывают рекламную модель, которая, по их мысли, уже в этом году позволит достичь операционной безубыточности. Для этого, считает Мак-Кью, ему необходимо нанять ещё 20-30 человек, главным образом, разработчиков. Компания намерена выйти на международный уровень, увеличив количество пользователей до нескольких десятков миллионов, а число издателей-партнёров — до 100-150 (сейчас их всего 17). При этом руководители компании не намерены создавать собственную систему продаж рекламы, передоверив это издателям.

Цель основателей Flipboard, по словам Мак-Кью, — «построить многомиллиардный бизнес». Для этого необходимо затратить много усилий, тем более, что ходят слухи, будто бы на рынок агрегаторов собирается выйти сам Google, якобы собирающийся создать «киллера Flipboard». Возможность появления такого конкурента заставляет создателей Flipboard действовать ещё активнее.

***

Вскользь упомянутый Майком Мак-Кью слух о Google и его киллере Flipboard натолкнули меня на ещё одно объяснение такой «щедрости» со стороны инвесторов стартапа. Появление на этом рынке гигантов вроде Google неизбежно приведёт к консолидации, исчезновению мелких игроков, вроде MyTaptu, MoreGood или The Early Edition. Google уже приценивался к Twitter (директором которого является Мак-Кью). Вполне возможно, владельцы Flipboard готовятся к продаже компании — например, тому же Google. Ведь &laq
uo;купить» зачастую бывает гораздо легче, чем «убить», — а покупать, в этом случае, придётся главного и наиболее сильного конкурента. И стоимость, конечно, будет на порядок выше, чем нынешняя оценка.

Такая, более «приземлённая» версия вовсе не означает, что все разговоры о будущем агрегаторов не имеют под собой оснований. Наоборот, интерес Google к этому формату делает его победу почти неизбежной и гораздо более скорой.

Фото в начале статьи: президент Flipboard Майк Мак-Кью,
photo by Jefferson Graham.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 18 апреля 2011 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.