Пост

Сокращённая версия настоящей статьи была опубликована на сайте Slon.ru.
©Slon.ru. Все права сохранены.

С середины прошлого года Amazon продаёт свой е-ридер Kindle за 139 долларов. Спору нет — цена невысокая. Кому-то кажется, что ниже уже некуда; есть и такие, кто полагает, будто вскоре онлайн-ритейлер вообще начнёт дарить устройства всем желающим.

Amazon пошёл по другому пути. Компания объявила, что с 3 мая начинает продажу специальной, «субсидированной» версии Kindle — со встроенной рекламой. Устройство можно будет купить за 114 долларов, на 25 долларов дешевле обычной модели.

В то время как Интернет оживлённо спорит — не слишком ли мала скидка, готовы ли пользователи мириться с просмотром рекламы и не станет ли это первым шагом на пути к внедрению рекламы в сами е-книги, — мне пришла на ум история более чем десятилетней давности, сейчас уже почти забытая, а в то время наделавшая много шуму. Тогда, на рубеже веков, кто-то придумал бесплатно раздавать компьютеры, надеясь при этом хорошо заработать.

***

Помните Милоу Миндербиндера из бессмертной «Уловки-22»? Ушлый делец из романа Джозефа Хеллера сколотил состояние, покупая яйца за семь центов и перепродавая их за пять.

Нашлись люди, которые пошли дальше предприимчивого Милоу: они приобретали у производителей огромные партии компьютеров, а затем раздавали их даром. Зачем? Очень просто — как и Amazon сегодня, они рассчитывали заработать на рекламе, которую пользователи должны были в обязательном порядке просматривать на своих экранах.

Сейчас уже трудно представить размах, с которым действовали многочисленные стартапы, растущие как грибы в 1998—1999 годах. Компания Free-PC собрала заявки более чем от миллиона человек, желающих получить бесплатный PC от Compaq. Её конкурент FreeMac рассчитывал раздать 500 тысяч iMac’ов (был такой компьютер производства Apple). Компания Microworkz намеревалась дарить всем желающим странное устройство iToaster. Были ещё Ebiz, Enchilada, iDot, Gobi, PeoplePC и бог знает сколько других подобных предприятий.


PC от Compaq, миллион которых
намеревалась раздать
компания Free-PC

Все компании использовали одну и ту же схему. Получая бесплатный (или почти бесплатный) компьютер, пользователь заключал контракт с интернет-провайдером, который он был обязан оплачивать в течение определённого времени (впрочем, в некоторых случаях доступ в Интернет тоже был бесплатным). На экране компьютера постоянно присутствовала реклама — в виде бегущей строки, или по обеим сторонам рабочего стола, — которая, по мысли предпринимателей, и должна была окупить все затраты.

Все проекты закончились крахом. Большинство вообще не смогли начать поставки. Те же, кому удалось организовать раздачу, были завалены рекламациями и жалобами неудовлетворённых пользователей. Free-PC успела раздать 30 тысяч компьютеров и была спешно продана компании eMachines (ещё одному производителю хотя и не бесплатных, но неоправданно дешёвых PC). FreeMac и Enchilada закрылись, даже не начав деятельность. Microworkz обанкротился, получив предоплату от нескольких десятков тысяч пользователей и не поставив ни одного устройства.


Компьютер iToaster, обещанный —
но так и не поставленный —
компанией Microworkz

Громкое фиаско основанной на рекламе бизнес-модели было предопределено. Многочисленные комментаторы простыми расчётами многократно доказали, что схема нежизнеспособна и не позволяет получать прибыль. Раздаваемые устройства в большинстве случаев были дурно спроектированы и некачественно собраны, работали плохо, вызывая массу нареканий. Мало того: в случае с Free-PC выяснилось (уже после начала поставок), что для п

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 14 апреля 2011 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.