Пост

elmore-leonard

Знаменитый американский писатель Элмор Леонард умер в возрасте 87 лет. За свою жизнь он написал почти полсотни романов, 26 из которых стали кинофильмами, такими как «Контракт с коротышкой» или «Джеки Браун».

Его называли «детройтским Диккенсом» (с ударением на втором слове); числили, наряду с Кормаком Маккарти, Доном ДеЛилло и Филиппом Ротом, одним их величайших живущих американских прозаиков; сам Стивен Кинг считает его «великим»; в 1992 году ему присвоили звание «Grand Master Edgar», десятью годами позже вручили медаль за вклад в развитие американской литературы…

При всем при этом он писал сугубо массовую литературу: приключенческие романы, иногда вестерны. Писал быстро и много, за свою жизнь создал более 50 произведений, романы его больше похожи на повести — объемом и узкими временными рамками.

И самое главное: у большинства романов Леонарда один и тот же сюжет. Его главный герой, обычно, более или менее заурядный человек, вполне симпатичный, с богатым жизненным опытом и практичным взглядом на моральные нормы. Неожиданно для себя он получает возможность завладеть значительным богатством или получить иную, важную для него, ценность; одновременно ему угрожает опасность со стороны антигероя, искусного, могущественного и жестокого. Герой идет к намеченной цели, борется за свою жизнь и жизнь любимого человека, рискует – и в конце концов все заканчивается хорошо, злодей повержен, цель достигнута, финал. Банально? В моем пересказе, безусловно. И тем не менее, такова фабула и «Ромового пунша», и «Контракта с коротышкой», и «Пронто», и «Вне поля зрения», и «Тишоминго Блюза», и многих других романов Леонарда.

***

Элмор Леонард еще раз доказал, что литература не делится на массовую и элитарную, серьезную и развлекательную, она может быть только хорошей и плохой. Он был настоящий мастер слова. Это проявлялось и в его поразительной способности создать образ человека исключительно через слова и действия, без предыстории и описаний, и в замечательных диалогах, составлявших основную и самую интересную часть его романов. У него редко бывали проходные персонажи, даже второстепенные и малозначительные всегда выпуклы и интересны.

Моя первая встреча с прозой Элмора Леонарда была опосредованной – через кино: сперва «Контракт с коротышкой» (лучшая, на мой взгляд, экранизация романов мастера и лучшие роли Траволты и Делроя Линдо), потом «Джеки Браун», «Вне поля зрения» (последнему сильно повредило участие ДжейЛо) и «Поезд на Юму» (хорошая роль Кристиана Бэйла и явная неудача Рассела Кроу). Я перевел сценарии и первого, и второго из фильмов, исключительно ради удовольствия еще раз погрузиться в диалоги, созданные Леонардом. Сценаристы брали их почти целиком: автор никогда не использовал косвенную речь, и его романы удивительно кинематографичны – бери и снимай.

***

У Леонарда есть удивительное произведение. Маленькая статья в «New York Times» о 16 июля 2001 года: «Десять правил писательского ремесла от Элмора Леонарда». Для меня эти десять коротких простых принципов остаются основным критерием оценки мастерства любого писателя. И всякий раз, когда я применяю этот критерий к очередному произведению, он меня не подводит – будь то Толстой или Достоевский, Гроссман или Аксенов, Герман Вук или Норман Мейлер, Деннис ЛиХейни или Скотт Туроу.

Вот они, эти десять правил. Попробуйте и вы подойти с этим критерием к тому, что читаете.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 22 августа 2013 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Тема электронных книг в настоящее время одна из самых горячих. Вот и журнал Wired уделяет ей значительное внимание.

Публикуясь самостоятельно, писатели зарабатывают миллионы. Выходит, самиздат — будущее книгоиздательства?

25 мая в Москве с большой помпой прошло мероприятие корпорации Adobe под названием «Эволюция творчества», посвящённое выходу Creative Suite 5.5.

Выход iPad-газеты The Daily, назначенный на эту неделю, перенесён на неопределённый срок.

Судя по всему, финский гигант вскоре вылетит из тройки крупнейших производителей смартфонов. А ведь для столь драматического развития событий, по сути, не было никаких оснований…

Кристофер Мимс полагает, что е-книги находятся на «пике завышенных ожиданий». Следовательно, в будущем их ждёт падение в глубокую пропасть разочарования.

В iPad 2 нет ничего принципиально нового, кроме двух камер. Но пока конкуренты безуспешно пытаются приблизиться к iPad 1, Apple значительно улучшил свой — и так очень хороший — продукт.

Крупнейший онлайн-ритейлер угрожает гегемонии Apple на рынке планшетов?

Google готовит собственный планшет? Может быть, и так — вот только новая информация об этом поступила, мягко говоря, из непроверенных источников.

Президент Adobe сказал много важного, но не сумел убедить слушателей, что его компания в противостоянии с Apple выступает на стороне Светлых. Скорее, это похоже на борьбу нанайских мальчиков…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.