Статья

Было это, как сейчас помню, в 1992 г. Мы с партнёром по только-только зарождавшемуся полиграфическому бизнесу отправились к одному видному академику — обсудить возможный заказ (речь шла о печати международных дипломов). Переговоры проходили в его квартире возле метро «Аэропорт» (помню, как поразили нас в рабочем кабинете компьютер, принтер, факс и копир, — они и в офисах только начали появляться!). Заказ, понятное дело, не состоялся — академик быстро уяснил, насколько незначительны наши возможности, но принял начинающих полиграфистов радушно, внимательно выслушал, очень интересно рассказал о себе и, уже провожая нас, произнёс следующее напутствие: «Не старайтесь расти, ребята, лучше оставайтесь маленькими!»

Совет врезался в память, и я часто думал о том, что же конкретно имел в виду этот, несомненно, умный и заслуженный человек. Очевидно, он не мог посоветовать нам не развиваться, не совершенствоваться, оставаться и дальше на том начальном уровне, на котором мы тогда пребывали, и вообще — довольствоваться малым. Могло быть, правда, и такое объяснение: увидев, что мы звёзд с неба не хватаем и к серьёзным делам непригодны, академик призвал нас трезво оценивать свои возможности и не лезть, куда не следует. Но подобное толкование мне, естественно, понравиться не могло, и я продолжал размышлять.

Понимание пришло несколькими годами позже, когда, наблюдая и анализируя темпы развития стартовавших почти одновременно предприятий, я начал ясно видеть разницу между большими и маленькими компаниями. А увидев её, оценил смысл (и ценность) совета оставаться маленькими как можно дольше.

Применительно к обсуждаемому ниже, эти термины, конечно, никак не связаны с фактическими размерами типографий, масштабами производства и форматом машин. Я знаю очень серьёзные типографии с внушительным парком машин и весьма значительными объёмами продукции, которые, тем не менее, по моей (и вышеупомянутого академика) классификации остаются маленькими. И в то же время мне известна, например, типография всего с одной не слишком впечатляющей печатной машиной, которую (типографию то есть) иначе как очень большой не назовёшь.

Далее станет понятно: большая не обязательно лучше (или хуже) маленькой. Абсолютно никакой оценочной коннотации — ни положительной, ни отрицательной. Разделение характеризует, во-первых, организационную структуру, во-вторых, вектор развития (сознательно выбранный или стихийно сложившийся).

Маленькие типографии организованы исключительно горизонтально, т. е. в их структуре начисто отсутствует пирамидальность, заведомо присущая исключительно типографиям большим.

Как это выглядит на деле? Очень просто. Если все должностные лица типографии делятся на два типа: а) печатники, переплётчики, копировщики, верстальщики и другие работники-исполнители; б) главный начальник и несколько его заместителей (вернее сказать, соратников) с неизменно широкими и зачастую размытыми полномочиями. Это и есть типография маленькая.

Можно сказать и по-другому: необходимый её атрибут — отсутствие менеджеров среднего звена. А их наличие в организационной структуре компании (причём имеющих хоть сколько-нибудь внятные обязанности и полномочия) — явный признак большой типографии.

Теперь перейдём к смыслу совета академика (как я его понял): долгое и успешное существование маленькой типографии возможно исключительно при непосредственном и активном участии в её деятельности владельца/основателя. Такая структура жизнеспособна, только если хозяин каждый день приходит на работу и самолично решает все проблемы. Руководить большой типографией может как её владелец, так и наёмный менеджер, а вот маленькой — только сам хозяин.

Почему? Потому что отсутствие чёткой и проработанной структуры — командной цепи — может компенсироваться только волей, энтузиазмом, стремлением, самоотверженностью собственника, готового напряжённо трудиться ради существования своего бизнеса. Наёмный сотрудник, каким бы трудолюбивым ни был, рано или поздно приходит к необходимости ясного и конкретного определения своих обязанностей и ответственности, ему надоедает «делать всё и за всех». В противном случае (и такое, увы, случается нередко), не умея надлежащим образом организовать процесс, но и не горя желанием ложиться костьми, в конце концов, он разваливает доверенную ему фирму. Многие ещё помнят типографию, которая, став под руководством харизматического основателя одной из ведущих в области оперативной печати, за короткое время потеряла все позиции, когда владелец утратил интерес к оперативному управлению, а структуры, способной работать без его напора и усилий, так и не создал.

Многоопытный наш собеседник в далёком 1992 году прекрасно понимал, что стремлений, задора и готовности напряжённо работать у нас хоть отбавляй, а вот опыта и знаний, чтобы отстроить эффективную структуру, пока маловато. И вот в этом, как я думаю, и состояло его пожелание — не растите вширь, сохраняйте компактность, иначе созданная на волне первого успеха непродуманная и нежизнеспособная конструкция рухнет, похоронив под обломками надежды и чаяния создателей. И не только в переносном смысле (в то бурное время случалось всякое).

Попробую теперь ответить на естественный вопрос «Какая типография лучше с точки зрения клиента?»

Каждая имеет преимущества и недостатки; всё зависит от того, что именно клиенту нужно. Плюс маленькой в том, что короче командная цепь. Чаще всего она состоит всего из двух звеньев — принимающего решение и исполнителя. Отсюда максимальная гибкость и высокая оперативность. Клиент взаимодействует с человеком, контролирующим ситуацию, а значит, достаточно полно ею владеющим. Упрощается и оценка исполнителя: если перед вами человек неумный, неорганизованный или, скажем, явный проходимец — ничего хорошего не ждите; у толкового руководителя и качество выше. Зато цены ниже (экономия на аппарате), да и вопросы о скидках решаются значительно проще.

Но есть и весьма существенные минусы. Прежде всего — невысокая надёжность. Представьте, что человек, принимающий решения, заболел. Связность системы сразу нарушается, она перестаёт работать. Бывают ситуации и похуже. Во многих маленьких типографиях есть наёмные топ-менеджеры — «многостаночники» (технолог, он же начальник цеха, он же логистик, он же закупщик бумаги и т. д.). А теперь представьте, как владелец типографии зависит от такого человека! Что станет с типографией, если он уволится (или уйдёт в декретный отпуск)? Ведь подобные «специалисты широкого профиля» единичны, их не нанимают, а растят, причём многие годы.

Ещё недостатки — уязвимость сервиса и слабый уровень корпоративной культуры (к примеру, рудиментарность делопроизводства). Причины те же — отсутствие аппарата.

В большой типографии, напротив, с делопроизводством всё хорошо (часто даже слишком). Формализованная структура повышает связность в целом, а в мелочах — снижает. Больше этапов в цепочке — выше вероятность ошибки на одном из них. Хотя масштабы её поменьше.

Здесь оперативность невелика, любой вопрос необходимо согласовывать. Зато каждому в принципе известно, за что он отвечает и кто именно должен решать вопрос, в компетенцию сотрудника не входящий. Внезапное отсутствие одного звена в цепи, несомненно, создаст проблему, но катастрофой не станет. Но у клиента, случись неприятность с заказом, сразу возникнут трудности с пониманием того, кто именно за это отвечает. Цены, конечно, повыше, зато соответствующий уровень сервиса (по крайней мере, это декларируется).

Какую типографию выбрать? Я думаю, клиент — осознанно или подсознательно — выбирает подрядчика, похожего на себя. Руководитель небольшого бизнеса с авторитарным стилем управления, скорее всего, пойдёт в маленькую типографию, где захочет (и будет) иметь дело с человеком, самостоятельно принимающим решения. Так ему будет удобнее.

И наёмный сотрудник средней или крупной компании, организованной по западным корпоративным стандартам, комфортнее чувствует себя в аналогичной среде. Поэтому выберет большую типографию.

Повторю: большая типография, в принципе, не лучше и не хуже маленькой, просто они разные. Но всё же полагаю, что будущее за типографиями большими. Вернее, эволюция рано или поздно приведёт типографию к необходимости стать большой. Альтернатива — распад, как это ни трагично звучит. Ведь люди, в том числе и бизнесмены, не железные. В определённый момент им надоедает крутиться как белка в колесе, они устают или им просто становится скучно. Одна из важнейших их задач — успеть создать работоспособную структуру, функционирующую без их непосредственного участия.

Или — передать бизнес в руки другого энтузиаста. И это самый оптимальный вариант.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 10 июня 2005 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Кто за все в ответе?

Без рубрики

Как нужно вести себя в спорных ситуациях? Где кончается ответственность Печатника и начинается ответственность Клиента? Как подстраховаться на случай проблем?

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Технологизация и Дивергенция

Без рубрики

Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.

Статья

Восторг расставания с летом

Без рубрики

Лето, наконец, закончилось. Слава Богу. Индустрия пробуждается, клиент выходит из спячки, телефоны начинают звонить, заказчики — заказывать, печатные машины — печатать. Каждую весну коллеги-полиграфисты повторяют как заклинание: в этом-то году летнего спада быть не должно, в этом году лето будет «горячим». И каждый раз ошибаются.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

Статья

Типографии срочно требуется

Без рубрики

В полиграфической отрасли, как и в любой другой, квалифицированных кадров всегда было гораздо меньше, чем нужно. Ощущается явная нехватка опытных печатников. Мало знающих технологов. А уж умелых менеджеров по работе с клиентами, или, как я их назвал в прошлый раз, МРАКов, почти совсем нет. Но наиболее остро на нашем рынке стоит вопрос о профессионалах еще одной области.

Статья

Горячий сезон и его итоги

Без рубрики

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии. «Большая» полиграфия живет по иным законам, и это не моя компетенция.

В новейшем фильме Спилберга «Поймай меня, если сможешь» Леонардо Ди Каприо в роли юного мошенника печатает фальшивые чеки на четырехкрасочном «Гейдельберге» в пустом цеху типографии, к дверям которой подходит выследивший его агент ФБР (Том Хэнкс)… Поговорим о полиграфических правонарушениях.

Первую часть статьи я закончил обещанием, что в следующий раз речь пойдет о групповых правонарушениях. Но сперва еще об одном индивидуальном правонарушении, самом распространенном — о действиях исполнителей, направленных на сокрытие своих проступков. К примеру, печатник прячет бракованную продукцию среди нормального тиража. Или просто выбрасывает брак, берет новую бумагу и перепечатывает заказ, никому ничего не говоря.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.