Статья

Было это, как сейчас помню, в 1992 г. Мы с партнёром по только-только зарождавшемуся полиграфическому бизнесу отправились к одному видному академику — обсудить возможный заказ (речь шла о печати международных дипломов). Переговоры проходили в его квартире возле метро «Аэропорт» (помню, как поразили нас в рабочем кабинете компьютер, принтер, факс и копир, — они и в офисах только начали появляться!). Заказ, понятное дело, не состоялся — академик быстро уяснил, насколько незначительны наши возможности, но принял начинающих полиграфистов радушно, внимательно выслушал, очень интересно рассказал о себе и, уже провожая нас, произнёс следующее напутствие: «Не старайтесь расти, ребята, лучше оставайтесь маленькими!»

Совет врезался в память, и я часто думал о том, что же конкретно имел в виду этот, несомненно, умный и заслуженный человек. Очевидно, он не мог посоветовать нам не развиваться, не совершенствоваться, оставаться и дальше на том начальном уровне, на котором мы тогда пребывали, и вообще — довольствоваться малым. Могло быть, правда, и такое объяснение: увидев, что мы звёзд с неба не хватаем и к серьёзным делам непригодны, академик призвал нас трезво оценивать свои возможности и не лезть, куда не следует. Но подобное толкование мне, естественно, понравиться не могло, и я продолжал размышлять.

Понимание пришло несколькими годами позже, когда, наблюдая и анализируя темпы развития стартовавших почти одновременно предприятий, я начал ясно видеть разницу между большими и маленькими компаниями. А увидев её, оценил смысл (и ценность) совета оставаться маленькими как можно дольше.

Применительно к обсуждаемому ниже, эти термины, конечно, никак не связаны с фактическими размерами типографий, масштабами производства и форматом машин. Я знаю очень серьёзные типографии с внушительным парком машин и весьма значительными объёмами продукции, которые, тем не менее, по моей (и вышеупомянутого академика) классификации остаются маленькими. И в то же время мне известна, например, типография всего с одной не слишком впечатляющей печатной машиной, которую (типографию то есть) иначе как очень большой не назовёшь.

Далее станет понятно: большая не обязательно лучше (или хуже) маленькой. Абсолютно никакой оценочной коннотации — ни положительной, ни отрицательной. Разделение характеризует, во-первых, организационную структуру, во-вторых, вектор развития (сознательно выбранный или стихийно сложившийся).

Маленькие типографии организованы исключительно горизонтально, т. е. в их структуре начисто отсутствует пирамидальность, заведомо присущая исключительно типографиям большим.

Как это выглядит на деле? Очень просто. Если все должностные лица типографии делятся на два типа: а) печатники, переплётчики, копировщики, верстальщики и другие работники-исполнители; б) главный начальник и несколько его заместителей (вернее сказать, соратников) с неизменно широкими и зачастую размытыми полномочиями. Это и есть типография маленькая.

Можно сказать и по-другому: необходимый её атрибут — отсутствие менеджеров среднего звена. А их наличие в организационной структуре компании (причём имеющих хоть сколько-нибудь внятные обязанности и полномочия) — явный признак большой типографии.

Теперь перейдём к смыслу совета академика (как я его понял): долгое и успешное существование маленькой типографии возможно исключительно при непосредственном и активном участии в её деятельности владельца/основателя. Такая структура жизнеспособна, только если хозяин каждый день приходит на работу и самолично решает все проблемы. Руководить большой типографией может как её владелец, так и наёмный менеджер, а вот маленькой — только сам хозяин.

Почему? Потому что отсутствие чёткой и проработанной структуры — командной цепи — может компенсироваться только волей, энтузиазмом, стремлением, самоотверженностью собственника, готового напряжённо трудиться ради существования своего бизнеса. Наёмный сотрудник, каким бы трудолюбивым ни был, рано или поздно приходит к необходимости ясного и конкретного определения своих обязанностей и ответственности, ему надоедает «делать всё и за всех». В противном случае (и такое, увы, случается нередко), не умея надлежащим образом организовать процесс, но и не горя желанием ложиться костьми, в конце концов, он разваливает доверенную ему фирму. Многие ещё помнят типографию, которая, став под руководством харизматического основателя одной из ведущих в области оперативной печати, за короткое время потеряла все позиции, когда владелец утратил интерес к оперативному управлению, а структуры, способной работать без его напора и усилий, так и не создал.

Многоопытный наш собеседник в далёком 1992 году прекрасно понимал, что стремлений, задора и готовности напряжённо работать у нас хоть отбавляй, а вот опыта и знаний, чтобы отстроить эффективную структуру, пока маловато. И вот в этом, как я думаю, и состояло его пожелание — не растите вширь, сохраняйте компактность, иначе созданная на волне первого успеха непродуманная и нежизнеспособная конструкция рухнет, похоронив под обломками надежды и чаяния создателей. И не только в переносном смысле (в то бурное время случалось всякое).

Попробую теперь ответить на естественный вопрос «Какая типография лучше с точки зрения клиента?»

Каждая имеет преимущества и недостатки; всё зависит от того, что именно клиенту нужно. Плюс маленькой в том, что короче командная цепь. Чаще всего она состоит всего из двух звеньев — принимающего решение и исполнителя. Отсюда максимальная гибкость и высокая оперативность. Клиент взаимодействует с человеком, контролирующим ситуацию, а значит, достаточно полно ею владеющим. Упрощается и оценка исполнителя: если перед вами человек неумный, неорганизованный или, скажем, явный проходимец — ничего хорошего не ждите; у толкового руководителя и качество выше. Зато цены ниже (экономия на аппарате), да и вопросы о скидках решаются значительно проще.

Но есть и весьма существенные минусы. Прежде всего — невысокая надёжность. Представьте, что человек, принимающий решения, заболел. Связность системы сразу нарушается, она перестаёт работать. Бывают ситуации и похуже. Во многих маленьких типографиях есть наёмные топ-менеджеры — «многостаночники» (технолог, он же начальник цеха, он же логистик, он же закупщик бумаги и т. д.). А теперь представьте, как владелец типографии зависит от такого человека! Что станет с типографией, если он уволится (или уйдёт в декретный отпуск)? Ведь подобные «специалисты широкого профиля» единичны, их не нанимают, а растят, причём многие годы.

Ещё недостатки — уязвимость сервиса и слабый уровень корпоративной культуры (к примеру, рудиментарность делопроизводства). Причины те же — отсутствие аппарата.

В большой типографии, напротив, с делопроизводством всё хорошо (часто даже слишком). Формализованная структура повышает связность в целом, а в мелочах — снижает. Больше этапов в цепочке — выше вероятность ошибки на одном из них. Хотя масштабы её поменьше.

Здесь оперативность невелика, любой вопрос необходимо согласовывать. Зато каждому в принципе известно, за что он отвечает и кто именно должен решать вопрос, в компетенцию сотрудника не входящий. Внезапное отсутствие одного звена в цепи, несомненно, создаст проблему, но катастрофой не станет. Но у клиента, случись неприятность с заказом, сразу возникнут трудности с пониманием того, кто именно за это отвечает. Цены, конечно, повыше, зато соответствующий уровень сервиса (по крайней мере, это декларируется).

Какую типографию выбрать? Я думаю, клиент — осознанно или подсознательно — выбирает подрядчика, похожего на себя. Руководитель небольшого бизнеса с авторитарным стилем управления, скорее всего, пойдёт в маленькую типографию, где захочет (и будет) иметь дело с человеком, самостоятельно принимающим решения. Так ему будет удобнее.

И наёмный сотрудник средней или крупной компании, организованной по западным корпоративным стандартам, комфортнее чувствует себя в аналогичной среде. Поэтому выберет большую типографию.

Повторю: большая типография, в принципе, не лучше и не хуже маленькой, просто они разные. Но всё же полагаю, что будущее за типографиями большими. Вернее, эволюция рано или поздно приведёт типографию к необходимости стать большой. Альтернатива — распад, как это ни трагично звучит. Ведь люди, в том числе и бизнесмены, не железные. В определённый момент им надоедает крутиться как белка в колесе, они устают или им просто становится скучно. Одна из важнейших их задач — успеть создать работоспособную структуру, функционирующую без их непосредственного участия.

Или — передать бизнес в руки другого энтузиаста. И это самый оптимальный вариант.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 10 июня 2005 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.