Статья

nokia-go

Статья была опубликована на сайте Slon.ru

Корпорация Nokia продолжает отдаляться от позиции безусловного лидера мобильного рынка, которую занимала еще два года назад. В третьем квартале ушедшего года в рейтинге производителей смартфонов она скатилась на десятое место, уступив не только Sony, LG, Huawei и ZTE, но даже Lenovo. Более того: к концу года компания также – впервые за полтора десятилетия – утратила первенство и в совокупных продажах мобильных телефонов, уступив Samsung.

Вышедшая осенью 2012 года новейшая версия мобильной платформы от Microsoft не улучшила положения. К концу года Windows Phone занимала на рынке мобильных ОС долю менее 2,5%, уступая даже устаревшей и более не поддерживаемой Nokia платформе Symbian. Некоторый оптимизм наблюдателям дала вроде бы обнадеживающая статистика продаж последнего смартфона Lumia 920; так, в США наблюдалось даже превышение спроса над предложением. Впрочем, многие эксперты указывают на многочисленные недостатки флагманской модели Nokia, а неуклонное снижение ее цены вряд ли можно назвать хорошим признаком. (Даже подешевев в очередной раз, Lumia 920 находится всего лишь в середине второго десятка в рейтинге продаж мобильных телефонов на Amazon).

Подобное положение дел вызывает справедливые вопросы относительно будущего компании. Nokia терпит убытки уже шесть кварталов подряд и улучшения пока не ожидает. Как могут развиваться события в наступившем году?

Вариант 1. Nokia сохранит приверженность курсу, выбранному два года назад, и продолжит выпускать устройства на базе Windows Phone

В этом случае финансовое положение компании может несколько улучшиться по сравнению с прошлым годом. Прежде всего, будет завершена и принесет первые плоды программа сокращения издержек, проводимая директором Nokia Стивеном Элопом: Nokia закрыла несколько заводов и увольняет 10 тысяч сотрудников. Кроме того, в конце года Nokia заключила сделку с крупнейшим китайским сотовым оператором China Mobile, что позволит компании получить доступ к беспрецедентной клиентской базе в 700 млн пользователей.

Впрочем, благоприятный эффект этих факторов полностью компенсируется новыми угрозами. Резко повышается активность других игроков рынка – как старых (Sony, LG), так и относительных новичков (Huawei, ZTE, Pantech). В наступившем году собственную платформу Tizen представит гигант мобильного рынка Samsung (кстати, основана она как раз на системе MeeGo, от которой Nokia отказалась). Ожидается премьера новой системы от RIM, призванная вернуть утраченные позиции смартфонному бренду BlackBerry. Конкуренция обостряется, и у соперников есть многое, чего Nokia лишена, – например, самая популярная в мире платформа Android, теплые отношения с операторами и возможности по снижению цен.

Вызывает настороженность и позиция Microsoft по отношению к своему главному союзнику. Так, для премьеры Windows Phone 8 директор Microsoft Стив Балмер выбрал смартфоны другого производителя, HTC, что немедленно породило слухи о появлении у софтверного гиганта нового фаворита. Не утихают и разговоры о том, что Microsoft готовится выпустить на рынок вслед за планшетом Surface и собственный смартфон, причем случиться это может уже в первом квартале наступившего года. Подобное поведение со стороны разработчика ОС, на которую Nokia поставила все, что имела, отнюдь не улучшит положение финской компании.

Посмотрим на вещи реально. Упорство, с которым руководство Nokia продолжает следовать по установленному пути, все больше напоминает классическое определение безумия: «делать одно и то же, всякий раз ожидая иного результата». Выбранная два года назад стратегия дала плачевные результаты; надеяться, что в новом году она неожиданно приведет к успеху, по меньшей мере странно.

Вариант 2. Nokia поменяет платформу, отказавшись от Windows Phone в пользу Android

О таком варианте заговорили пару дней назад, после публикации интервью Стивена Элопа газете El Pais, в котором глава Nokia не исключил возможности смены ОС в будущем. На следующий день Nokia распространила пресс-релиз, дезавуирующий информацию газеты: слова Элопа были неверно интерпретированы в результате перевода с английского языка на испанский и обратно. И тем не менее даже приводимый компанией официальный текст ответов главы Nokia включает в себя слова о том, что «роль Android в будущем может измениться» и «двери для перемен открыты».

Что это? Очередной PR-провал Nokia, каких в последнее время было немало (вспомним хотя бы о шуме, вызванном фальшивой рекламой функции PureView)? Ответ на неоднозначную политику Microsoft, скрытая угроза – мол, «и мы можем поменять приоритеты»? Или в недрах Nokia действительно думают о смене парадигмы? К сожалению для Стивена Элопа, такое изменение, если оно и произойдет, невозможно без отставки нынешнего лидера Nokia, персонально ответственного за выбор действующей в настоящее время стратегии (вспомним его известное письмо о «горящей платформе»).

Вариант 3. Возврат к операционной системе Symbian

В пользу такого варианта говорит официальное заявление Nokia, появившееся после того, как сайт Daily Mobile сообщил об окончательном прекращении развития этой ОС (напомню, Symbian до сих пор опережает по популярности Windows Phone). Опровергая эту информацию, Nokia пояснила, что пресловутый переход «в режим поддержки» касается только ранних версий системы; выпуск же обновлений для системы, установленной на модели PureView 808, будет продолжен. Не означает ли это, что Nokia оставляет себе пространство для маневра и в этом направлении? Кажется невероятным. Но финский производитель за последние годы научил нас, что удивляться не стоит ничему.

Вариант 4. Конец существования Nokia как производителя смартфонов

Два последних варианта, разумеется, достаточно экзотические. Смена платформы невозможна без гигантских финансовых и моральных издержек, на это необходимо время и средства, которых у Nokia уже нет. Если первый вариант в ближайшее время не приведет к существенным изменениям в лучшую сторону (а на это, честно говоря, надежды немного), компанию может ждать продажа или поглощение. Такой прогноз, в частности, сделал Forbes, утверждая, что новыми владельцами бизнеса Nokia станут Microsoft и Huawei. Такую же участь предрекает компании и ведущий эксперт мобильного рынка Томи Ахонен. Эксперты подчеркивают, что Nokia может быть интересна потенциальным покупателям исключительно в силу своего огромного патентного портфолио, которое само по себе стоит двузначной цифры в млрд долларов, – больше, чем текущая рыночная капитализация компании. Бренд Nokia (в последнее время изрядно пошатнувшийся) и ее производственные мощности сегодня вряд ли кого-то заинтересуют.

Если не случится чудо – а для этого у Nokia, судя по всему, потенциала очень мало, – четвертый вариант мне представляется вполне реалистичным. Впрочем, потребители в конечном счете снова выиграют – история показывает, что любые изменения и потрясения на рынке всегда идут им на пользу…

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 11 января 2013 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Подрывные инновации

Без рубрики

Новые цифровые технологии неуклонно вытесняют печать с медийного рынка, и этот процесс, к сожалению, необратим.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Статья

You’re in the army now

Без рубрики

«Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять», — сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина. Если подумать, в ней скрыто объяснение множества проблем отечественных типографий.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

Все работы, все профессии и все должности хороши, важны и уважаемы. Но если вы новичок с полиграфическим образованием и минимальным опытом работы (или без него), для вас лучшая работа — менеджер по продажам. На этот счёт у меня нет никаких сомнений. Читайте дальше — и узнаете, почему.

Статья

Конфликты в «серой зоне»

Без рубрики

В настоящей статье я хочу порассуждать о конфликтах, вызванных претензиями клиента к качеству выполнения печатной продукции, и о том, как в подобной ситуации действовать типографии. К сожалению, как бы мы ни стремились стандартизировать печатную продукцию и нормировать подходы к оценке ее качества, большинство проблем в полиграфии остается в так называемой серой зоне.

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.