Статья

Этим летом по объёму продаж в интернет-магазине Amazon электронные книги превзошли печатные в твёрдом переплёте. Таким образом, е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар.

Следуя примеру Amazon, российский интернет-магазин книг Ozon.ru начинает в октябре продажу собственного е-ридера, с помощью которого можно будет покупать электронные книги с сайта.

* * *

В медийной сфере существует две основные категории носителей. К первой относятся воспринимаемые нами непосредственно, с помощью органов чувств (например, живопись и фотография). Для восприятия второй категории необходимы «посредники», воспроизводящие устройства (аудио- и видеозаписи, телевидение и кино).

И вот, впервые в истории цивилизации смена формы носителя привела к тому, что он перешёл из первой категории во вторую. Я имею в виду, конечно же, книги, а также газеты и журналы. Если раньше мы читали их непосредственно, так сказать, «с листа», то с переходом книг и журналов в электронный формат нам понадобится специальное устройство — е-ридер. (Строго говоря, это уже произошло с аудиокнигами, но тогда специальные воспроизводящие устройства не понадобились, поскольку магнитофоны и плейеры уже существовали.)

Итак, чтобы стать потребителем нового продукта — е-книг — читателю необходимо приобрести некий девайс, который позволит этот продукт воспроизводить.

Что может заставить вас купить е-ридер? Перечислю, как я их вижу, основные причины, побуждающие западного потребителя сделать эту покупку (в порядке убывания важности).

  1. Удобство и мобильность. Е-ридер всегда под рукой, он вмещает в себя сотни книг и незаменим, например, в отпуске (ридеры на основе технологии e-ink позволяют читать при солнечном свете). Доступен гипертекстовый поиск, создание закладок и аннотаций.
  2. Экономичность. Электронные книги дешевле бумажных, порой существенно, и при интенсивном чтении срок окупаемости устройства относительно невелик.
  3. Доступность контента. Не нужно идти в книжный магазин или ждать доставки книги после заказа через интернет. Обращаетесь к онлайн-каталогу, производите несколько несложных операций — и е-книга уже в вашем устройстве. Удобно!
  4. Компактность контента. Становятся не нужны книжные полки, которые занимают столько места в квартире и, как правило, лишь собирают пыль, поскольку мы редко перечитываем старые книги.
  5. Имиджевые преимущества. Читать с е-ридера — круто, современно, прикольно и стильно. С этим не поспоришь.
  6. Экологические факторы. Да-да, для западного потребителя порой очень важно, что ридеры и е-книги берегут деревья. (Утверждения, что на производство устройств и е-книг также тратится немало природных ресурсов, остаются на периферии массового сознания.) Перечисленные причины привели к тому, что число владельцев е-ридеров только в США исчисляется многими миллионами. (Число владельцев ридеров точно неизвестно. Amazon не раскрывает объёмов продаж своих устройств. Wikipedia приводит источники, согласно которым на конец прошлого года было продано более 3 млн девайсов, причем только в последнем квартале года — около 1,5 млн. Экстраполируя показатели на 2010 г. и добавив более 3 млн проданных iPad и некоторое количество ридеров других производителей, можно заключить, что сегодня в США более 10 млн владельцев устройств для чтения е-книг.)

* * *

Теперь попробуем посмотреть, как обстоит ситуация с ридерами в нашей стране. При всей схожести рынков различия весьма существенные. Взять хотя бы тот факт, что в России е-ридеров, наверное, на порядок (если не на два) меньше, чем в Америке.

Я утверждаю, что мотивы, которые движут нашим человеком, решившим купить ридер, располагаются совсем в ином порядке, чем приведённый выше.

Во-первых, экологические факторы для россиян, увы, не имеют никакого значения. Забудем о них.

Далее, доступность контента имеет совершенно другой смысл, чем в США. Об этом скажу ниже. Никаких возможностей для мгновенного скачивания понравившихся е-книг непосредственно на ридер в России нет. Более того — продающиеся в нашей стране устройства, за единственным исключением, не снабжены никакими коммуникационными функциями (ввиду их полной ненадобности).

Имиджевые преимущества и удобство — всё это, несомненно, важно. Но давайте перейдём к главному — экономичности. По моему мнению, именно экономичность вкупе с доступностью контента является определяющим фактором для нашего человека. Правда, экономичность и доступность понимаются у нас своеобразно. Дело в том, что подавляющая часть российских читателей е-книг получают их совершенно бесплатно. Пиратским, так сказать, образом.

Рассмотрим экономику использования е-ридера на Западе и у нас. Сегодня самый популярный ридер Amazon Kindle стоит (в Wi-Fi-версии) 139 долл. Средняя разница в стоимости между печатной книгой массового рынка и е-книгой составляет не менее 5 долл. Получается, что при интенсивности чтения одна книга в неделю ридер окупится примерно за полгода. Это если вы не покупаете книг в твёрдом переплёте (там разница в цене значительно больше) и не читаете классики (она в электронном формате доступна бесплатно).

В России е-ридеры стоят более чем в два раза дороже — 9-12 тысяч руб. (300-400 долл.). Причём эти цены держатся уже два года, и никакого падения не наблюдается. Средняя стоимость книги в российском магазине — 200-300 руб., пусть будет в среднем 7 долл. Получается, что в нашей стране ридер окупается за 10-12 месяцев, если вообще ничего не платить за контент.

Выходит, главным и необходимым условием того, что ридеры будут продолжать покупать, является именно распространённость бесплатных книг. А она, если всё будет так продолжаться, сильнейшим образом бьёт по российским авторам и издателям.

* * *

Что же делает Ozon? Он не придумал ничего лучше, как выпустить на рынок ОЕМ-ридер за те же 300 с лишним долларов и предложить скачивать со своего сайта платные е-книги. В чём экономический смысл такого продукта в наших условиях, совершенно не ясно. Отсюда вывод: сколько-нибудь значимых продаж ozonовский ридер не добьётся.

Сейчас необходимо вывести на рынок простейший, но удобный и функциональный ридер по цене вдвое ниже нынешней. Вот тогда бы у нас начали действовать те же факторы, что и в США, и масштабы рынка стали бы иными.

Но как известно, Россия — не Америка.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 8 октября 2010 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Подрывные инновации

Без рубрики

Новые цифровые технологии неуклонно вытесняют печать с медийного рынка, и этот процесс, к сожалению, необратим.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Статья

You’re in the army now

Без рубрики

«Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять», — сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина. Если подумать, в ней скрыто объяснение множества проблем отечественных типографий.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

Все работы, все профессии и все должности хороши, важны и уважаемы. Но если вы новичок с полиграфическим образованием и минимальным опытом работы (или без него), для вас лучшая работа — менеджер по продажам. На этот счёт у меня нет никаких сомнений. Читайте дальше — и узнаете, почему.

Статья

Конфликты в «серой зоне»

Без рубрики

В настоящей статье я хочу порассуждать о конфликтах, вызванных претензиями клиента к качеству выполнения печатной продукции, и о том, как в подобной ситуации действовать типографии. К сожалению, как бы мы ни стремились стандартизировать печатную продукцию и нормировать подходы к оценке ее качества, большинство проблем в полиграфии остается в так называемой серой зоне.

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.