Статья

В декабрьском номере лицензии Publish — ведущего американского полиграфического журнала American Printer, опубликована статья Боба Розена «8 признаков успешного руководителя типографии». Это продолжение разговора, начатого известным консультантом по печатной индустрии в программном материале с жизнеутверждающим названием «Кто доживёт до выставки Print’05?». Розен делает нелицеприятный анализ положения в полиграфической отрасли (речь о США, но скоро вы поймёте, что это несущественно). Я бы назвал это анамнезом, в медицинских терминах. Диагноз неутешительный: дела индустрии плохи, пациент скорее жив, чем мёртв; доктор, мы его теряем!

Меня прежде всего поразила откровенность рассуждений автора о бедственном положении отрасли, к которой он имеет прямое отношение. В нашей отраслевой прессе практически не встретишь столь искренних и прямых слов. В том числе потому, что разговор о насущных делах ведут действующие полиграфисты: руководители и специалисты типографий. Это относится и к отраслевой прессе, и к свободным площадкам типа Print-Forum. Люди полагают, что открытый разговор о трудной доле полиграфиста может быть интерпретирован конкурентами (или клиентами) как свидетельство слабости и нестабильности предприятия. И, в определённой мере, правы.

Откровенный разговор могут и должны вести люди, глубоко интегрированные в рынок, но не связанные жёсткими рамками дозирования информации в условиях межкорпоративной конкуренции. Я говорю о полиграфистах-консультантах, каковым Розен и является.

Проблема в том, что на нашем рынке такой категории не существует. Точка. Отраслью они пока не востребованы. И это ещё одно доказательство слабости и разобщённости отечественной полиграфии.

«Боже, как грустна наша…»

Упомянутая статья интересна тем, что практически всё, сказанное автором, актуально и для нашего рынка. Порой мне казалось, что Розен писал не об Америке, а про нас с вами.

Вот тезисы его статьи.

Положение в отрасли тяжёлое: лишь четверть типографий получает достаточную для нормального существования прибыль. Причины:

  • неспособность большинства типографий поддерживать стабильный уровень продаж;
  • неэффективность их работы;
  • убийственно низкий уровень цен как результат борьбы типографий за клиента в условиях низкой загрузки и неспособности привлечь заказчика, иначе как снижая и снижая цены.

На положение в индустрии негативно влияют семь объективных факторов («ледниковых сил») :

  1. значительный объём недозагруженных мощностей;
  2. убийственная ценовая конкуренция;
  3. возрастающая от месяца к месяцу непредсказуемость уровня продаж;
  4. вынуждаемые прогрессом постоянные инвестиции в модернизацию производства;
  5. рост стоимости оборудования;
  6. рост требований клиентов, настаивающих на повышении уровня услуг и снижении цен;
  7. нежелание акционеров продолжать инвестиции без существенных прибылей.

Коренных изменений к лучшему автор не предвидит. Всё больше типографий, не находя возможностей для выживания, будут уходить с рынка, но процесс, к сожалению, не настолько интенсивен, чтобы значительно облегчить положение тех, кто остаётся.

Исторический факт

В фильме «Солдат Джейн» мастер-сержант, в блистательном исполнении Вигго Мортенсена, говорит курсантам, прибывшим для обучения на «морских котиков»: «60% из вас не дотянут до окончания курса. Откуда я знаю? Это исторический факт».

Оставляя в стороне некоторое любование собственным скептицизмом, характерное для Розена, следует признать: в целом, он прав. Почти всё в его статьях (и всё, изложенное мною в кратком пересказе) соответствует действительности. Как ни странно, и нашей с вами. Почему? Потому что это исторический факт.

Факт, что недозагруженные мощности и связанная с этим непрекращающаяся« »ценовая война« тяжким бременем лежит на нашей индустрии.

Факт, что уровень продаж непредсказуем, и в условиях крайне малой нормы прибыли типографий даже пара неудачных месяцев может испортить показатели всего года.

И факт, что спустя пару лет мы не увидим на рынке многих из тех, кто сегодня ещё печатает (как и сегодня не видим многих, активно печатавших пару лет назад).

Есть о чём задуматься

Несомненно, есть серьёзные отличия между американской ситуацией (в изложении Розена) и тем, что наблюдаем мы. Подробнее я поговорю об этом в следующей колонке. Надеюсь помочь отечественным полиграфистам понять: наши проблемы не локальны. Их источник — не в слабости или дефектах нашего рынка. Ситуация характерна для всей отрасли. Это значит, что глупо и непродуктивно заламывать руки и сетовать на неумелых конкурентов, мешающих нормально работать, или неадекватных заказчиков, выдвигающих всё новые требования и не желающих за это платить (подобные сетования, что греха таить, сегодня слышны от многих полиграфистов). А ещё глупее сидеть и ждать, когда рынок или отрасль выправятся. Спасение не придёт снаружи, через изменения в законе на рекламу или вступление в ВТО. В ближайшее время на нашем рынке почти ничего не изменится.

Значит, нужно учиться выживать в таких условиях. Или уходить с рынка. Третьего не дано.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 15 мая 2006 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.