Статья

Как-то раз, ещё на заре моей полиграфической деятельности, довелось сдавать в ремонт принтер Hewlett-Packard. Странное дело — у мужчины, стоящего передо мной, в руках была не сломанная техника, а запечатанные листы бумаги; скоро я понял — он пришёл жаловаться.

Как оказалось, приобрёл он лазерный принтер исключительно для печати больших чёрных квадратов (якобы, по работе понадобились, почему бы и нет). Поначалу они выходили на загляденье, душа радовалась. Всё изменилось, когда изготовитель перенёс производство картриджей из Центральной Европы в Юго-Восточную Азию: заливка стала неровной, на квадратах появились полосы и прогалины, а профессиональная деятельность загадочного человека оказалась под угрозой…

Выслушав жалобщика, менеджер сервис-центра продемонстрировал табличку, в каковой сообщалось, что принтеры HP изготавливаются исключительно для дома и офиса и не предназначены для профессионального использования. Смысл объяснений менеджера сводился к тому, что и сейчас, после некоторого снижения качества, принтер вполне отвечает офисно-домашним стандартам. Человек не унимался: ведь раньше качество печати было совсем другим!

Я, конечно, собираюсь говорить совсем не о принтерах HP и качестве тонера китайского производства. Меня интересует стандартный уровень печати (естественно, применительно к нашей отрасли) — некий усреднённый показатель качества конкретной типографии, декларируемый тиражными оттисками продукции, отпечатанной в разное время. Предъявляя заказчику ворох образцов печати, причём не специально отобранных, а наугад выбранных из тиража, МРАК (Менеджер по РАботе с Клиентами, не забыли?) подразумевает или прямо говорит: «Мы гарантируем качество не ниже и не выше, чем здесь; если оно устраивает, делайте заказ, а иначе вряд ли сможем вам помочь».

Очень плохо, если качество печати заказа не достигает стандартного уровня. Ситуация понятная, тут нечего обсуждать. Но я утверждаю (пусть это и покажется странным), что не менее опасно бывает превышать стандартный уровень. Если клиенту разок посчастливилось, дальше работать с ним будет очень непросто.

Хотите примеры? Пожалуйста.

  1. В оригинал-макете листовки используется очень тонкий шрифт малого кегля, идущий вывороткой по цветоделённой плашке. В первый раз типографии удалось добиться абсолютной приводки; при повторной печати заказа бумагу слегка «раздало». Несовмещение менее 0,1 мм, всё в пределах нормы, но на таком макете это заметно. Клиент очень недоволен и уверен, что это брак.
  2. Каждая полоса многостраничного издания имеет одинаковый цветоделённый фон, поверх которого идут текст и фотографии. Печатнику удалось добиться абсолютно одинаковых фонов на каждой странице (естественно, это потребовало дополнительного времени на приладку). Следующий тираж достаётся другому печатнику, работающему строго по денситометрическим нормам плотностей; в результате фоны разных страниц немного отличаются. Клиент отказывается принимать второй тираж, сравнивая его с первым.
  3. По замыслу дизайнера, открытка имеет очень узкие незапечатанные поля с каждой стороны. Первоначально резка готовой продукции была идеальной, при резке следующего тиража нож чуть «ушёл» (не более 0,1 мм с каждой стороны) — поля справа и слева отличаются на 0,15-0,2 мм. В принципе, это вполне допустимо, но для данного макета хорошо заметно Заказчик демонстрирует первую открытку и требует перепечатки.

Любой полиграфист со стажем вспомнит прорву таких ужастиков. Все имеют одну схему.

Продукция напечатана с существенным превышением стандартного уровня. Повторный тираж вполне соответствует стандартному уровню, но не превышает его. Клиент воспринимает первоначальный уровень качества как стандарт и намерен добиваться его постоянного соблюдения, что труднодостижимо и не предполагается при действующем в типографии технологическом процессе. Но оригинал-макеты всех упомянутых изданий выполнены так, что задуманный визуальный эффект возникает лишь при превышении стандартного уровня печати.

Надеюсь, я смог достаточно убедительно показать, что превышение стандартного уровня печати может быть чревато не менее серьёзными проблемами, чем его недостижение. Теперь перейдём к двум извечным вопросам.

Кто виноват?

В первую голову, дизайнер, придумывающий подобные макеты. Из бесконечного множества способов визуально реализовать задачу (в т. ч. при стандартном уровне печати) горе-дизайнеры настырно выбирают максимально трудные для типографии. Как тут не вспомнить покойные советские времена, когда художник-полиграфист был опытным технологом и никогда не выходил за рамки технологических ограничений!

Но нельзя забывать и о недоработках технолога типографии, который с самого начала обязан был обратить внимание на особенности макета и не допустить печати заказа без предварительного согласования с клиентом. Если б заказчику заранее изложили суть проблемы, неприятных разговоров, почти наверняка, удалось бы избежать.

Что делать?

Способ № 1 следует из ответа на предыдущий вопрос. Надо отработать процедуру тщательной экспертизы каждого поступающего в типографию оригинал-макета. В пиковых случаях — предлагать клиенту его переработать, если отказывается — уведомлять (лучше письменно, под подпись) о том, что типография берёт на себя ответственность только в рамках стандартного уровня качества. Это трудное решение: даже оно не гарантирует от раздоров, а уведомления обычно пугают заказчика, иногда напрочь отбивая желание иметь дело с такой типографией.

Способ № 2 куда радикальнее, но вполне оправдан для типографии, не имеющей проблемы с загрузкой. Просто не принимать в работу заказы, чреватые подобными недоразумениями. Заказчик либо переделывает макет, либо идёт в другую типографию. Жёстко, зато эффективно.

Не столь важно, как именно типография подходит к проблеме стандартного уровня качества. Главное — не закрывать на неё глаза. Она не исчезнет лишь оттого, что мы о ней не думаем.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 20 декабря 2005 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.