Можно ли заработать на е-книгах в России?

Отечественный рынок электронных книг, похоже, привлекает внимание исключительно стартаперов. Крупные игроки не проявляют к нему интереса. Это касается как издателей, так и поставщиков мобильных решений.
Сегодня я получил интересный вопрос от Дениса.
Мы с группой партнеров хотим сделать магазин электронных книг. Мы считаем, что нужно воспользоваться системой защиты от копирования (Adobe DRM), чтобы снизить количество бесплатных раздач.
Эта система нам позволяет нам не только ограничивать копирование, но и устанавливать период, когда книга будет доступна у клиента — организовать аренду книг, что-то вроде библиотеки. Только не с абонементом, а с выкупом интересующего издания на время. У абонементов есть недостаток — он не учитывает разную ценность разных изданий, плюс, если человек не берет книги, его деньги «прогорают» за счет того, что абонемент дается на время. Ведь большинство книг мы читаем один раз, и нет нужды ее покупать, чтобы она просто лежала в библиотеке.
Вследствие применения защиты мы сможем предлагать более качественный ассортимент и цены, сравнимые с пиратскими сайтами. Например: бумажная книга стоит 200 руб., электронная версия стоит 100 руб., аренда книги на неделю стоит 9 руб. Клиент не сможет передавать эту книгу другим людям, и через неделю после аренды книга станет недоступной.
Что вы думаете?
Жаль огорчать вас, Денис, но я думаю, что идея бесперспективна.
Во-первых, используя Adobe DRM, вы ограничиваетесь форматами PDF и ePub. Насчёт распространения книг в PDF-формате говорить нечего: это никому не нужно. Что же касается ePub — формат у нас непопулярный, пользователи всё больше тяготеют к fb2. Это существенный минус. Кроме того, у вас есть информация о том, сколько е-ридеров вообще не поддерживают DRM? Вот, например, украинские ридеры «Азбука» точно этот формат не поддерживают. Наверняка есть много и других подобных устройств.
Во-вторых, к использованию DRM сейчас отношение, мягко говоря, неоднозначное. Не буду приводить ссылки — вы сами их легко найдёте, если захотите. Целый ряд экспертов сходятся в том, что DRM как раз и стимулирует пиратство. И неважно, правы они полностью или частично — главное, что издатели прислушиваются к их мнению, в том числе, и те, к которым вы пойдёте за е-книгами.
Но даже это не самое главное.
Я считаю, что реализовать сколько-нибудь успешный коммерческий проект в области электронных книг можно, только пойдя путём Amazon: создать одновременно магазин и устройство — канал, контент и носитель сразу — и вложить много сил в раскрутку. Е-книги не покупают не только потому что дорого, а еще и потому что неудобно: нужно зайти с компьютера на сайт, оплатить, скачать книгу, подключить е-ридер, переписать файл на него... Только когда читатель получит возможность напрямую выбрать, купить и скачать книгу непосредственно на ридере, е-чтение станет по-настоящему массовым. Увы, судя по всему, реализация подобного проекта в России пока невозможна по целому ряду причин, углубляться в которые не буду — и позорный пример Озона с его Galaxy это доказал. Ну, а те, кто сегодня пользуется имеющимися возможностями получения и чтения е-книг, достаточно продвинуты, чтобы пользоваться пиратским контентом, с которым вы конкурировать всё равно не сможете.
У меня была надежда, что кто-либо из «монстров» рынка (предположим, МТС) возьмётся за реализацию подобного проекта, но, похоже, надеялся зря. В ближайшем обозримом будущем этого не случится. Так что е-прогресс в нашей стране будет идти чрезвычайно медленно и скучно — теперь у меня нет в этом сомнений.
Я вас разочаровал, Денис?
Фото в начале статьи: The Future by Eline Spanjaart

04 Комментарии к теме
Спасибо за развернутый ответ!
Я совершенно согласен с вами, что кто предложит “книжный ipod” на электронных чернилах, за $30-$80 долларов, возможно сможет получить крупную долю на рынке. Но на это нужны длинные и немалые деньги - минимум пара миллионов долларов, чтобы сделать аппаратно-программный комплекс, который сможет интуитивно и легко доставлять пользователю результат в виде текстов у него в руках. Мы небольшой стартап.
По вопросу форматов я с вами не соглашусь. Пользователю важен результат - текст с приличной версткой, а не то, в каком формате он хранится. Epub вполне годится для книг, PDF для журналов.
Список поддерживающих устройств не так мал:
http://blogs.adobe.com/digitalpublishing/supported-devices
Он включает ридеры Sony, Apple-вские компьютеры, pc, mac, и некоторые другие. Делая защиту, мы конечно получаем некоторые ограничения. Но что поделать- наши недостатки продолжение наших достоинств, и наоборот.
“Целый ряд экспертов сходятся в том, что DRM как раз и стимулирует пиратство. И неважно, правы они полностью или частично — главное, что издатели прислушиваются к их мнению, в том числе, и те, к которым вы пойдёте за е-книгами.”
К сожалению я так и не смог найти каких то оцифрованных данных доказывающих правоту этих экспертов. Мнение без доказательств - это всего лишь мнения, оно может быть правильным а может и нет.
Вот вам факт: В России расцветает пиратсво, а ДРМ не использует почти никто. Виновато ДРМ? Получается, что нет.
Следующий факт: Издательства против публикации некоторых работ _без_ ДРМ. Я общался с десятком издательств, ни одно не было против ДРМ. Скорее наоборот - два из десяти за него.
“Только когда читатель получит возможность напрямую выбрать, купить и скачать книгу непосредственно на ридере, е-чтение станет по-настоящему массовым.”
Согласен. Пока такой опыт может дать iPad, но он не массовый продукт.
Амазон продает больше книг, потому что покупая их девайс за 100 долларов, вы экономите 50% на покупке электронных книг.
В США правовое государство, там пиратство равнозначно воровству. Там у человека выбор - или в магазине купить книгу за 30 долларов, или через киндл купить за 15 долларов.
У нас, у человека есть еще выбор скачать текст за бесплатно в пиратских библиотеках. Поэтому метод дистрибуции используемый сейчас - не работает, т.к. нет оглядки на пиратов.
Денис
08.04.2011
14:20
Добавил пару комментариев на схожей ветке http://alexschneider.ru/blog/2010/09/ozon-ne-amazon-galaxy-ne-kindle/
Актуальность ее конечно подупала, но вместе с данной тут информацией может быть интересно
Денис
08.04.2011
14:35
Денис а Вы считали экономический выхлоп?
Первая проблема именно в организации системы доставки, если система доставки сложнее “оплатил скачал” что мне уже проще скачать эту книгу бесплатно в торрентах или еще где либо. Если у Вас нет системы оплаты-доставки в 1 клик то никто и не будет морочится с Вашим порталом
Вторая проблема это мультиплатформенность.У меня есть Kindle, Kindle APP для Айфона и Айпада и везде происходит процесс синхронизации контента и что самое главное последний страницы где Вы читали.
Как Вы решите эту проблему?Ее пытаются решить iMobilco, BookMate. Но если Вы бы знали книжный рынок то наверняка бы сообщили что 95% книг которые покупаются это “книги у кассы”, на остальной бесконечный массив макулатуры приходится лишь 5% продаж.
А уж в digital сегменте деньги аудитория будет готова платить только за книги Альпины, Манн-Фербера, и прочие серьезные бизнес издания.
Alexvs Pospekhoff
09.04.2011
11:10
Выхлоп - считали, а как же. Если рынок не упадет, за 1.5-2 года мы должны окупиться.
Первая проблема - до прихода iphone и ipad таких систем покупки в 1 клик (in-app purchase) практически не было. Это проблема глобальная, а тренд совсем новый. Я согласен что удобство (в том числе и покупки) является одним из решающих факторов. Системы оплаты в один клик нет ни у кого, в том числе и ни у одного из мультибрендовых iphone/ipad журналов. Есть только у приложений продающий 1 издание, например “журнал СЕО”.
Про второе. я бы сказал нужна не кросс платформенность, а удобство в определенной платформе. На iPad и iPhone мы это сделаем, т.к. это относительно недорого и несложно. Но массовости на разных платформах нельзя добиться.
Кроссплатформенность сейчас это, извините, лечение геморроя припарками.
Почему? Потому что платформы поддерживают десятки форматов и пользователю в них приходится разбираться, у них свои меню каждый раз разные, у них свои особенности закачки книг - то через флешки то через свои программы....
Поэтому ими пользуются или те, кто хочет нахаляву потом скачать тысячи книг и сэкономить на этом, или те кому интересно заморочиться и поковыряться в модном гаджете.
Я убеждет, что читалки пойдут в массы только тогда, когда пользователь не будет знать что за формат использует. Он знает, что включил прибор, пополнил счет 1 раз (смской например), выбрал книгу из каталога в самой читалки, нажал “купить” - и через 3 минуты эта книга у него в руках. Вот тогда читалку возьмут и те, кто сейчас ими пользуется потому что это модный гаджет, и те, которые захотят сэкономить на книгах, и те, которые не хотят ждать недели доставку из озона - в общем публика, которая до этого признавала только обычные книги.
(Запоминание странички прикольная фишка, но не думаю что это прямо нужная вещь в начале.)
Про digital - вы правильно подметили, эти издательства как раз и есть те 2 которые в общений со мной выступали за ДРМ. Они у нас будут в ассортименте. Жаль, что у них очень мало книг - у Альпины 500, у Иванова-Манна-Фербера и того меньше.
Денис
09.04.2011
13:20