Пост

Cтатья была опубликована на сайте Slon.ru.
©Slon.ru. Все права сохранены.

Компания Qualcomm объявила, что выход е-ридера на основе новейшей дисплейной технологии Mirasol, ранее назначенный на первый квартал этого года, отменяется. Причина проста — компания не удовлетворена получившимся продуктом.

Напомню, что Qualcomm, один из лидеров телекоммуникационной индустрии США, в прошлом году пообещал создать новейший рефлективный цветной дисплей, по времени отклика не уступающий LCD-дисплеям, сравнимый по энергопотреблению с «электронными чернилами» и пригодный для чтения при прямом солнечном свете. На базе дисплея Mirasol с диагональю 5,7 дюйма компания намеревалась выпускать так называемый «конвергентный», или попросту улучшенный, е-ридер, способный отображать видео и анимацию.

Неудача Qualcomm, отодвигающая появления конвергентного е-ридера на неопределённый срок, рассматривается многими как серьёзный удар по рынку е-ридеров, который и так вроде бы сдаёт позиции, теснимый дешевеющими и всё более разнообразными планшетами. Взять хотя бы следующий факт: хотя Amazon хранит загадочное молчание, все мы знаем, что следующий Kindle будет совсем даже не е-ридером, а планшетом на платформе Android.

Предпосылки для постепенной замены е-ридеров планшетными компьютерами, на первый взгляд, очевидны. Согласно закону, сформулированному Джо Уилкертом, предел количества мобильных устройств, которые пользователь готов носить с собой, стремится к единице. Планшет пригоден для чтения е-книг точно так же, как и е-ридер, при этом имея неизмеримо больше возможностей и не сильно отличаясь по цене. Это неизбежно делает е-ридер лишней сущностью, превращая его в «пятое колесо в телеге».

И тем не менее, рынок электронных читалок вопреки всем ожиданиям вовсе не собирается сдаваться — напротив, он растёт опережающими темпами. По оценке eMarketer, количество е-ридеров в США в этом году вырастет на 60%, и к 2012 году 12% взрослого населения Америки станет читать книги с экрана Kindle, Nook или другого подобного устройства. Ранее компания Forrester предсказывала, что 12%-ный рубеж будет преодолён никак не ранее 2015 года.

Ведущие производители е-ридеров также демонстрируют уверенность в незыблемости этого рынка. 10 июня начинаются продажи нового Nook Simple Touch. Очередное устройство от книжного ритейлера Barnes & Noble оказалось вовсе не планшетом, продолжающим линейку Nook Color, а простенькой читалкой с 6-дюймовым сенсорным экраном и двумя месяцами работы с одной зарядки батареи, аналогичной по цене Kindle WiFi. Компания Kobo также намерена в ближайшее время начать продажи нового е-ридера, также снабжённого сенсорным экраном и ещё более привлекательного по цене, чем Nook и Kindle. Да и Amazon, по слухам, готовящийся к запуску собственного планшета, не так давно начал продавать субсидированный Kindle со встроенной рекламой и вроде бы очень доволен результатами.[[nextpage]]

Так есть ли будущее у е-ридеров?

На рынке мобильных телефонов существует деление на смартфоны и так называемые «фичафоны» (feature phones). К последней категории, несмотря на загадочное название, относятся «обычные» телефоны с фиксированным набором функций. В то время как смартфоны имеют весьма широкий диапазон применений, фичафоны, в сущности, имеют единственную функцию — обеспечение мобильной связи (голосовой и текстовой). Зато эти аппараты просты в управлении, компактны и дёшевы — и если вы не нуждаетесь в возможностях, предоставляемых смартфоном, ваш естественный выбор — фичафон. Как сказал в своё время Евгений Чичваркин, подобный телефон хорош ещё и тем, что в случае чего его не жалко «бросить в неудобного собеседника
».

Не так давно Хорас Дедью с сайта asymco.com предложил аналогичную классификацию и для планшетов. По его мнению, feature tablets — это дешёвые noname-планшеты (главным образом, китайского производства), которые можно противопоставить более качественным и дорогим девайсам от известных производителей.

Я не согласен с такой классификацией. Фичафоны, возможно, выполняют единственную функцию, но делают это не хуже (а возможно, лучше), чем смартфоны. Китайские же планшеты, если начистоту, потому так и дёшевы, что ни одной функции толком выполнить не могут.

Под определение «фича-планшетов», скорее, подпадают именно е-ридеры. Они тоже созданы для решения единственной задачи — чтения электронных книг. И, подобно фичафонам, решают её, пожалуй, лучше, чем конкуренты-планшеты. В отличие от последних, ридеры просты и незатейливы в управлении (ими может пользоваться любой, даже самый неопытный в общении с электроникой человек), они маленькие и лёгкие, имеют контрастный экран, который можно читать при солнечном свете и от которого не устают глаза, их не нужно (в отличие от планшетов) ежедневно заряжать. И кроме того, они всё-таки очень дёшевы: за цену даже недорогого планшета можно купить два, если не три Kindle или Nook.

Поэтому спрос на е-ридеры, скорее всего, падать не будет, и экспансия со стороны планшетов этому рынку почти не угрожает. Фиаско Qualcomm, судя по всему, ничего не изменит: ведь подобные Mirasol дисплеи нужны, прежде всего, для расширения функциональности, а это не является главным приоритетом «фича-таблетов». Другое дело, что установившийся на сегодня уровень цен на электронные читалки делает этот рынок неинтересным для любых производителей помимо тех, кто могут зарабатывать на продаже контента (а таковыми на сегодняшний день являются Amazon, B&N, Kobo и Sony).

Так что появления новых игроков ожидать не приходится, а конкуренция между существующими будет идти, главным образом, в области цен. Читатели от этого только выиграют. В конце концов, как и «фичафонам», совершенствоваться е-ридерам особо некуда, да и не нужно: свою единственную функцию они и сейчас выполняют очень даже неплохо.

Фото вверху: reading time by Karin M.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 6 июня 2011 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.