Пост

Сокращённая версия настоящей статьи была опубликована на сайте Slon.ru.
©Slon.ru. Все права сохранены.

Первая половина года истекла. Издательский мир подводит промежуточные итоги.

Почти полтора года назад появился iPad, который многие сочли последней надеждой терпящей бедствие отрасли. Год назад в это время, словно грибы после дождя, начали появляться газетные и журнальные приложения для планшетов — медиа-компании, сломя голову, устремились на новую платформу. Wired, Popular Science, GQ, Glamour, The Wall Street Journal, Financial Times, Cosmopolitan, Vanity Fair... Прошло ещё полгода — и появилась невесёлая статистика, наглядно свидетельствующая: первый успех газетно-журнальных приложений был сугубо локальным явлением, и устойчивого интереса к новому носителю читатели пока не выказывают. К середине весны начались даже разговоры о том, что ведущие издательские компании пересматривают свои планы планшетной экспансии. Успехи приложений-агрегаторов (Flipboard, Pulse, Zite и других) породили сомнения в жизнеспособности краеугольного камня мирового паблишинга — платной модели распространения информации...

И вот — полгода позади. Каковы результаты?

Связанный с планшетами ажиотаж утих. Стало ясно, что повальная iPad-изация отрасли отменяется или, по меньшей мере, откладывается на неопределённое будущее. В этих условиях издательский мир разделился на три лагеря. Одни уверены, что будущее всё же за планшетами и мобильными платформами, другие это напрочь отрицают, третьи придерживаются умеренных позиций и надеются на долгое и продуктивное сосуществование печатной и цифровой форм.

«Полагать, что будущее за печатью, — настоящее безрассудство»

Эти слова принадлежат главному редактору газеты The Guardian Алану Расбриджеру. Глава одной из крупнейших ежедневных газет Великобритании уверен, что через пять лет «только самые отчаянные люди» осмелятся делать ставку на печатные версии периодических изданий.

Расбриджер не одинок. «iPad кардинально изменил журнальный мир», — говорит Питер Мирс, вице-президент Time Inc. «Цифровые издания полностью заменят печатные, по крайней мере, в некоторых областях, вроде B2B-рынка», — вторит ему Мартин Хенсель, основатель сервиса Texterify.

Появляются издания, которые на деле демонстрируют приверженность такому подходу. Типичный пример — журнал Sports Illustrated, который сегодня выходит аж в трёх планшетных вариантах. Помимо приложения для iPad, выпускаются версии для Android (таких планшетов, как Samsung Galaxy Tab 10.1, Motorola Xoom или Asus Eee Pad Transformer) и WebOS (HP TouchPad), причём каждая цифровая версия может иметь собственный, уникальный контент. «Мы распределяем ставки по всему столу, — объясняет главный редактор издания Терри Макдонелл, — поскольку не знаем, где будем через 18 месяцев».

«Журналы устремились на iPad, обезумев от неуверенности и страха»

Типичный носитель диаметрально противоположного мнения — Ян Веннер, основатель и издатель знаменитого журнала Rolling Stone. Он убеждён, что миграция периодических журналов на планшеты растянется на многие годы, если не десятилетия, поскольку для читателей журналов планшет не предоставляет особых преимуществ — напротив, он даже «затрудняет чтение». Спешка преждевременна, и бегство изданий на iPad, который пока что представляет собой «несуществующий рынок», равносильно «признанию того, что мы мертвы».

Возможно, издатель Rolling Stone выглядит как консерватор, даже ретроград, но в одном с ним не поспоришь: при всей своей динамике, рынок планшетов пока очень невелик. Даже в США, где эти устройства распространены шире всего, к концу года владельцем планшета станет лишь каждый пятнадцатый (оценка сайта eMarketer). При этом, по данным GfK MRI, журналы читает 93% взрослых американцев и более 97% — в возрастной категории до 24 лет. При сопоставлении этих цифр слова Веннера о том, что «с издательской точки зрения поддерживать распространение журналов на iPad — безумие», уже не кажутся таким уж преувеличением...

«Журналы продолжают вдохновлять потребителей»

Так сказал Стивен Куин, издательский директор журнала Vogue, комментируя результаты исследования, которое только что выполнила компания YouGov по заказу издания. Опрос, проведённый среди читательниц глянцевых журналов, дал интересные результаты. Подавляющее большинство читателей, пользующихся цифровыми версиями издания, вовсе не собираются отказываться от его печатной версии. Четверо из каждых пяти опрошенных не верят, что печатные издания когда-либо прекратят своё существование.

Факт этот, надо сказать, далеко не новый. В прошлогоднем докладе CMO Counsil также утверждалось: три четверти опрошенных полагают, что цифровой контент лишь дополняет печатный, а не заменяет его, а почти 90% процентов из тех, кто читает журналы в цифровом формате, не намерен отказываться от печатных версий.

«Цифра, которую ранее считали убийцей печати, вместо этого даже усиливает приверженность читателя к любимому журналу», — такой вывод из результатов исследования делает Куин.

Что дальше?

В настоящее время ситуация на издательском рынке сложилась достаточно противоречивая.

С одной стороны, экспансия планшетов продолжается: Apple уже продал без малого 29 миллионов iPad’ов, из них более трети — в последнем квартале. С другой стороны, конкуренция iPad’у на текущий момент практически отсутствует — планшетов на платформе Android, по косвенным оценкам, продано чуть более миллиона, или в 24 раза меньше. Такой слабости от соперников яблочного планшета не ожидал никто, и подобный перекос существенно ограничивает расширение рынка tablet pc — и добавляет неопределённости.

С одной стороны, Apple ещё зимой предложил издателям долгожданную подписную модель распространения журнальных приложений через App Store. Переход от продажи индивидуальных номеров цифровых изданий к подписной схеме должен был подстегнуть спрос на планшетные журналы. С другой стороны, жёсткие условия и нежелание Apple делиться информацией о подписчиках отпугивает многих издателей, препятствуя распространению подписной модели. Впереди — появление цифрового киоска от Apple, но сроки его запуска весьма туманны, равно как и условия продажи в нём журналов.

С одной стороны, достигнуты определённые успехи в процессе внедрения — или сохранения — платной схемы распространения газетно-журнального контента. The New York Times, The Wall Street Journal и Financial Times наперебой рапортуют о своих достижениях в этой области. Хороши результаты и у журнала The Economist — одного из немногих, чья бизнес-модель основана на доходах от подписки, а не от рекламы. С другой стороны, не дремлют и «могильщики» периодической прессы — те самые приложения-агрегаторы. Flipboard обзаводится рекламой, Pulse договаривается с целым рядом медиа-компаний...

«Когда я смотрю вперёд, то понимаю, что невозможно предсказать, где мы будем всего через пару лет», — эти слова Стиви Спринг, главы издательского дома Future Publishing (владельца таких журнальных брендов, как T3, Total Film и Guitar World), наверное, сегодня говорит о себе каждый издатель.

Фото в начале статьи: Transparent Screen iPad by Chengyin Liu.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 7 августа 2011 года
 
 

1 комментарий добавить свой

  • Сергей Август 14, 2011 Comment Link

    Интересное мнение. В тренде инет-революционеров. По-моему, автор немного опережает время, чрезмерно восторжен. Надеюсь, эта восторженность не относится к российским реалиям. Да, рост интернет-рекламы и в РФ заметен, но это не говорит о больших объемах. Скорее, о низком стартовом пороге, не так ли? Идея интернет-изданий привлекательна, но как монетизировать это дело? Как и сколько платить авторам колонок и репортерам, отыскивающим новости, а не копирующим из инета и еще при этом делающих в одном слове пять ошибок? 

     
 

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.