Статья

В 1997 г. американский экономист Клейтон Кристенсен в своей книге «Дилемма инноватора» предложил модель «подрывных инноваций». Этим термином он обозначил новые технологии, которые кардинально меняют соотношение ценностей на рынке и в конечном счёте, уничтожают существующие продукты или услуги.

Согласно модели Кристенсена, в момент появления на рынке новая технология ещё очень несовершенна и по большинству параметров уступает устоявшимся, поэтому спрос на неё невелик. Всё меняется, когда инновация находит покупателя, готового мириться с недостатками ради присущих ей новых свойств. Получив такого покупателя, она начинает развиваться и совершенствоваться, растут объёмы производства, и наступает момент, когда она вытесняет преобладавшие ранее продукты или услуги. Иными словами, становится «подрывной».

Именно это сейчас происходит с полиграфией. Новые цифровые технологии неуклонно вытесняют её с рынка, и процесс необратим.

* * *

В середине XV в. книгопечатание само оказалось подрывной инновацией. До этого времени книги размножались исключительно вручную — переписчиками, главным образом монахами средневековых монастырей. Печатное воспроизведение книг делало труд переписчиков ненужным, а ремесло было чрезвычайно распространённым и почётным. Среди монахов началась паника. Некоторые даже начали борьбу против новейшего изобретения.

Помните сцену из «Собора Парижской Богоматери», в которой архидьякон Фролло, указывая одной рукой на печатную книгу, а другой — на здание Собора, провозглашает: «Вот это убьёт то»? Мысль о том, что книгопечатание — а в более широком смысле, свободное распространение знаний — рано или поздно станет представлять угрозу самой вере, религии, была очень популярна в то время.

Немецкий монах Иоганн Тритемий даже написал опус «Похвала переписчикам», в котором выступал в защиту ручного копирования манускриптов. По его мнению, главное преимущество переписывания заключалось в том, что оно оставляло время для размышления и молитвы. Тритемий писал, например: «Печатная книга изготовлена из бумаги, и, подобно бумаге, её ждёт быстрое забвение. Переписчик же, работающий с манускриптом, оставит долгую память о себе самом и о своём тексте».

Историческая ирония заключается в том, что для скорейшего распространения своего труда монах, как ни в чём не бывало, воспользовался печатным станком: его труд был издан в 1494 г. Чтобы отрекламировать старую технологию, он ничтоже сумняшеся использовал новую...

* * *

Пятьсот с лишним лет спустя уже печатная технология выступает в роли «подрываемой», и с этим, увы, ничего не поделаешь.

Новые цифровые технологии — интернет, социальные медиа, электронные книги, безбумажный документооборот — приходят на смену полиграфии. Практически все коммуникационные каналы, которые использовали бумагу как носитель информации, в той или иной степени затронуты цифровой революцией.

Бумажные письма постепенно выходят из употребления (по опросам, почти две трети американцев, например, уверены, что к 2050 г. никто не будет посылать обычных писем), а значит, и прямые почтовые рассылки с рекламными целями используются всё реже.

Газеты и журналы в неравной борьбе с электронными медиа страдают от падения тиражей и рекламных доходов, закрываются или уходят в онлайн.

Печатные книги всё настойчивее вытесняются е-книгами, и вот уже гигант онлайн-ритейла Amazon сообщает, что объём продаж е-книг почти вдвое превысил реализацию печатных книг в твёрдом переплёте.

Отраслевые выставки (для которых раньше производилось так много печатной рекламы) посещаются меньше и меньше. А зачем тратить деньги и время на поездку, если вся информация доступна в интернете?

Почему это происходит? Очень просто: новые технологии объективно дешевле и эффективнее старых. Цифровая информация обновляется мгновенно и поступает к нам почти бесплатно — стоимость доступа в интернет всё время дешевеет. Мы стали неразлучны с мобильными устройствами и можем получить интересующие нас сведения в любом месте и в любое время. Использовать новые цифровые инновации модно и стильно. В сравнении с ними печать выглядит примитивно и «тускло», она устарела. И к тому же «губит деревья» — сегодня этот фактор становится всё более значимым.

Удивительно, что большинство игроков отрасли — это касается и поставщиков печатных услуг, и производителей полиграфического оборудования — по-прежнему не понимают, что процесс необратим. Они упорно ждут новостей о росте объёмов печати и увеличении количества заказов на печатные машины. Полиграфисты всё ещё надеются на рост цен в отрасли, увязывая надежды с сокращением конкуренции среди типографий.

Они не осознают, что сегодня конкурируют не типографии друг с другом. Нет, в настоящий момент полиграфия в целом конкурирует с электронными медиа, и битва неизбежно будет проиграна. Печать не может обеспечить ни оперативности, ни эффективности, ни экономичности, изначально присущих цифровой информации. Это объективный факт, и от него никуда не деться.

* * *

Отрасль пытается сопротивляться. Журналы запускают рекламные кампании, воспевающие преимущества бумажных СМИ перед электронными. Книгоиздатели ведут борьбу с книготорговцами, стараясь заставить их сохранять приоритет бумажных книг над электронными. Судорожно ищутся новые способы, которые помогут снова сделать печать актуальной: транспромо, многоканальные маркетинговые коммуникации, персонализированные издания, печать книг и газет «он-деманд»; дополненная реальность...

Но все эти попытки не меняют главного. Полиграфия уходит в прошлое, и это происходит гораздо быстрее, чем мы можем себе представить. Окончательно это стало ясно весной 2010 г., после необыкновенного успеха iPad. Спрос на устройство, его популярность наглядно показали, что люди — и не только молодое поколение — готовы к переходу на новые технологии, более того, хотят перейти на них как можно скорее.

За этим будущее. Поверьте на слово: уже через несколько лет мы не узнаем нашей отрасли.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 20 сентября 2010 года
 
 

3 комментария добавить свой

  • Павел Чирцов Сентябрь 30, 2010 Comment Link

    Для создания е-книги требуется антипиратские программы, цифровые хранилища, дополнительная юридическая поддержка и программисты — кто-то думает, что нас, потребителей. это заставит заволноваться? Это все лишнее с нашей точки зрения, особенно траты на юристов и антипиратское ПО, сократите на это расходы, снизите себестоимость, заслужите наше уважение и даже любовь... 

     
  • Елена Декабрь 20, 2010 Comment Link

    С интересом прочла статью про электронные книги. Не знаю, на какое место, расставляя предпочтения ставят западные и российские потребители электронных книг, но для меня самое важное — это фактор зрения. За компьютером глаза устают очень и очень. А насколько электронные книги влияют на зрение? Также, если посоветуете, с этой точки зрения, какая модель наиболее оптимальна для покупки? Спасибо. 

     
  • А.Шнайдер Декабрь 20, 2010 Comment Link

    Я читаю с экрана уже более 10 лет. Конечно, сказать, что глаза вообще не устают, не могу. Но не стоит преувеличивать вред для зрения экранов мобильных устройств. В отличие от устаревших электронно-лучевых трубок, ЖК-экраны не мерцают, а основная усталость глаз возникает именно от этого.
    Если заботитесь о глазах, покупайте не iPad (или другой планшет), а е-ридер с экраном на основе е-инк. Таких сейчас очень много, и экраны у них примерно одинаковы. Из ридеров наилучший экран у Amazon Kindle 3 — последней модели Kindle. Но покупать этот ридер рекомендую лишь, если Вас не пугает отсутствие поддержки .fb2. Впрочем, в Сети хватает книг и в формате .mobi (прежде всего, на flibusta.net). 

     
 

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Подрывные инновации

Без рубрики

Новые цифровые технологии неуклонно вытесняют печать с медийного рынка, и этот процесс, к сожалению, необратим.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Статья

You’re in the army now

Без рубрики

«Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять», — сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина. Если подумать, в ней скрыто объяснение множества проблем отечественных типографий.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

Все работы, все профессии и все должности хороши, важны и уважаемы. Но если вы новичок с полиграфическим образованием и минимальным опытом работы (или без него), для вас лучшая работа — менеджер по продажам. На этот счёт у меня нет никаких сомнений. Читайте дальше — и узнаете, почему.

Статья

Конфликты в «серой зоне»

Без рубрики

В настоящей статье я хочу порассуждать о конфликтах, вызванных претензиями клиента к качеству выполнения печатной продукции, и о том, как в подобной ситуации действовать типографии. К сожалению, как бы мы ни стремились стандартизировать печатную продукцию и нормировать подходы к оценке ее качества, большинство проблем в полиграфии остается в так называемой серой зоне.

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.