Статья

Ещё лет пять назад никому и в голову не приходило, что стоимость заказа может меняться в зависимости не только от прямых его параметров (формат, цветность печати, бумага, тираж), но и от характера макета. «Клиент этого не поймёт, — в один голос твердили полиграфисты, — тем более что зачастую сперва делается калькуляция на заказ, а уже потом заказчик предоставляет макет». А сейчас всё больше типографий вводит понятие сложности заказа (об этом я уже писал), и ничего — получается!

Но есть одна разновидность работ, которая выполняется почти (иногда совсем) бесплатно. Это допечатная обработка, а точнее — работа с макетами заказчика.

Основная задача препресс-отдела любой серьёзной коммерческой типографии — не изготовление собственных макетов, а доработка, проверка, подготовка и вывод предоставленных заказчиком.

Специалисты согласятся — работа тяжёлая и неблагодарная. Бывает, на доработку файлов (по заверению клиента, «готовых» к печати) уходит несколько часов, а то и дней. Подготовить к выводу какой-нибудь мелкий заказик (макет которого делал заказчик) порой сложнее, чем объёмное издание, грамотно и профессионально свёрстанное.

И речь не только о прямых трудозатратах специалистов препресса. Случается, летит под откос технологический план работы цеха, откладывается выполнение других заказов, срываются сроки… Но большинство заказчиков просят рассчитать стоимость «с учётом готового оригинал-макета».

Хуже всего, что иногда проблемы с макетом не отследишь на стадии приёма, они всплывают и отравляют жизнь допечатному отделу при непосредственной работе с файлами. И специалисты препресса разбиваются в лепёшку, выполняя совершенно незапланированную работу, за которую никто даже спасибо не скажет…

Как тут быть? Некоторые типографии включают в стоимость заказа определённую сумму «за препресс-работы». Другие увеличивают стоимость вывода плёнок, закладывая квоту на допечать. Но эти стандартизованные для всех заказов методы не покрывают затрат на исправление и доработку «проблемных» макетов.

Я считаю, типография должна получить с заказчика стоимость дополнительной работы. Неважно, вскрылась проблема при приёме оригинал-макета или позже. Главное — она существует, и препресс-специалист может её ясно и обоснованно сформулировать.

Почему типографии боятся потребовать с заказчика дополнительную оплату? Ведь мы, не задумываясь, выставляем дополнительный счёт, если клиент увеличивает тираж, меняет бумагу или ещё как-то модифицирует параметры заказа. Разве предоставление вместо готового к печати макета «сырых», выполненных с явными нарушениями технологических требований, файлов не относится к изменениям параметров заказа? Тогда почему типография не вправе увеличить его стоимость?

Здесь самое важное — сломать стереотипы поведения менеджеров по работе с клиентами (МРАКов, если помните). Хотя это входит в круг их обязанностей, противодействуют давлению на клиента они отчаянно. Рассмотрим типичные аргументы и контрдоводы.

«Стоимость уже объявлена и утверждена клиентом (его начальником, головным офисом, штаб-квартирой в США)». Клиенту объявлена стоимость заказа на основании предоставленной спецификации. В ней, помимо прочего, должна быть указана степень готовности макета и/или степень его пригодности к печати. Клиент должен быть поставлен в известность: если заказ не будет соответствовать утверждённым параметрам, его стоимость изменится. Это логично и не вызывает споров. В процессе работы такие несоответствия вскрылись, и типография имеет полное право увеличить стоимость. Но, если клиент самостоятельно исправит макет, цена останется прежней.

«Это постоянный (крупный, перспективный, важный) клиент, а подобное заявление может его отпугнуть (расстроить, разозлить)». Вполне вероятно, и в самом деле не стоит брать дополнительных денег. Важно лишь понимать (и пояснить клиенту), что это означает: ему предоставлена вполне определённая скидка. Вдруг после её оценки клиент перестанет быть важным и перспективным… Но если он регулярно предоставляет проблемные макеты, а о дополнительной стоимости и слышать не хочет, можно постоянно включать в стоимость его заказа дополнительную буферную сумму — за препресс. Кстати, многие клиенты сами предлагают такой метод — только бы не решать вопрос о доплате.

«У этого клиента неопытный (ленивый, халатный, бестолковый) дизайнер, он всегда делал неправильные макеты, и мы всегда их исправляли». Времена меняются, и подходы тоже — пора обсудить ситуацию с клиентом. Возможно, дизайнеру придётся побеседовать со специалистом типографии, чтобы узнать об ошибках и методах их устранения. Или клиенту стоит сменить дизайнера (это в его интересах) либо смириться с дополнительной статьей расходов. Если же ничего менять он не желает, тогда придётся задуматься типографии: нужен ли ей такой клиент?

«Другие типографии исправляют макеты бесплатно». Откуда это известно? Так говорит клиент? А почему нужно доверять его информации? Ведь он лицо заинтересованное.

Много ли вы видели типографий, заявляющих, что при любых обстоятельствах делают допечатные работы бесплатно? Не думаю. Возьмём препресс-бюро. У них обычно есть чёткий прейскурант на допечатные работы, включая даже генерацию Postscript- или PDF-файлов из публикаций заказчика.

Как несложно понять, причина отговорок одна — страх МРАКа потерять клиента, т. е. свой собственный доход. О пользе типографии они, как правило, пекутся куда меньше. Так что же должен предпринять руководитель, стремящийся создать безубыточное производство?

Вопрос непростой, но и решений достаточно. Важно понять: дополнительные препресс-работы стоят денег — за них заплатит либо клиент, либо типография, и она имеет полное право настаивать на оплате или считать их скидкой, которую сознательно предоставляет заказчику.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 2 октября 2005 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Кто за все в ответе?

Без рубрики

Как нужно вести себя в спорных ситуациях? Где кончается ответственность Печатника и начинается ответственность Клиента? Как подстраховаться на случай проблем?

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Технологизация и Дивергенция

Без рубрики

Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.

Статья

Восторг расставания с летом

Без рубрики

Лето, наконец, закончилось. Слава Богу. Индустрия пробуждается, клиент выходит из спячки, телефоны начинают звонить, заказчики — заказывать, печатные машины — печатать. Каждую весну коллеги-полиграфисты повторяют как заклинание: в этом-то году летнего спада быть не должно, в этом году лето будет «горячим». И каждый раз ошибаются.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

Статья

Типографии срочно требуется

Без рубрики

В полиграфической отрасли, как и в любой другой, квалифицированных кадров всегда было гораздо меньше, чем нужно. Ощущается явная нехватка опытных печатников. Мало знающих технологов. А уж умелых менеджеров по работе с клиентами, или, как я их назвал в прошлый раз, МРАКов, почти совсем нет. Но наиболее остро на нашем рынке стоит вопрос о профессионалах еще одной области.

Статья

Горячий сезон и его итоги

Без рубрики

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии. «Большая» полиграфия живет по иным законам, и это не моя компетенция.

В новейшем фильме Спилберга «Поймай меня, если сможешь» Леонардо Ди Каприо в роли юного мошенника печатает фальшивые чеки на четырехкрасочном «Гейдельберге» в пустом цеху типографии, к дверям которой подходит выследивший его агент ФБР (Том Хэнкс)… Поговорим о полиграфических правонарушениях.

Первую часть статьи я закончил обещанием, что в следующий раз речь пойдет о групповых правонарушениях. Но сперва еще об одном индивидуальном правонарушении, самом распространенном — о действиях исполнителей, направленных на сокрытие своих проступков. К примеру, печатник прячет бракованную продукцию среди нормального тиража. Или просто выбрасывает брак, берет новую бумагу и перепечатывает заказ, никому ничего не говоря.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.