Статья

Мы живём и трудимся во времена, далеко не самые благоприятные для полиграфии. Никто не станет оспаривать две основные посылки: 1) ценовая ситуация на рынке печатных услуг не устраивает большинство типографий; 2) нет никаких оснований предполагать, что ситуация в ближайшем будущем кардинально изменится к лучшему. Неизбежный вывод — сегодня необходимо строить и планировать бизнес, исходя из текущего состояния рынка.

И таково положение не только в Москве или, скажем, России. Согласно недавнему исследованию Американской ассоциации производителей печатной продукции (PIA/GATF), прибыль американских типографий в 2004 г., в среднем, была примерно на 3% ниже, чем в 1990—91 гг., и более чем на 20% ниже, чем в 1999—2000 гг. У нас, конечно, соотношение иное (в Америке ведь не было дефолта), но тенденция, или, как сейчас модно говорить, тренд, налицо.

В подобных условиях существует одна-единственная выигрышная стратегия: сначала добиться полной загрузки производственных мощностей, а затем всеми силами повышать продуктивность и эффективность. Когда высокая конкуренция препятствует мало-мальски значительному росту цен на рынке, недозагрузка и простой оборудования зачастую означают не просто снижение доходов, а… убыточность. И здесь чрезвычайно важна правильная методика ценообразования.

В предыдущих статьях я подчёркивал, что единственный товар типографии — производственное время, т. е. затраченное на выполнение конкретного заказа всеми единицами оборудования и/или производственными участками, вовлечёнными в работу. За последние годы большинство типографий научилось более-менее правильно оценивать реальную стоимость единицы производственного времени для определённого оборудования. Наконец-то среди полиграфистов начали циркулировать хоть сколько-нибудь конкретные цифры стоимости смены определённых печатных машин.

Но этого недостаточно. Теперь надо точно рассчитать временные затраты на выполнение любого заказа. Примерные, «среднепотолочные» оценки (плюс-минус полсмены) больше не работают. Даже простой в течение половины печатной смены — сегодня уже беда, а неоплаченная работа машины — беда в квадрате.

И вот тут начинается самое интересное.

Ещё одно недавнее исследование PIA/GATF посвящено среднему времени печати: для заказа с конкретными параметрами (к примеру, 5000 полноцветных листов или 10 тысяч листов 2+2) оценивается среднее время его печати у типографий-участников ассоциации. И такие опросы проводятся ежегодно.

Естественно предположить, что среднее время печати заказа сегодня меньше, чем пять лет назад. Как же иначе? Оборудование совершенствуется, появляются новые технологии управления и контроля… А происходит прямо противоположное! Согласно упомянутому исследованию, среднее время печати с каждым годом растёт. Сейчас оно на 5% выше, чем в 2002 г., и более чем на 10% — чем в 2000 г.

Необъяснимо? Отчего же. Такое увеличение времени (т. е. снижение скорости печати) связано с неуклонным повышением сложности среднего заказа. Сегодня он предполагает большее количество форм, большую цветность*, больший расход краски, ужесточились требования к приводке, цветопередаче и другим параметрам. Отсюда рост времени приладки и, возможно, снижение рабочей скорости печатной машины, а значит — общее увеличение времени выполнения заказа.

Что вызывает такие изменения? Прежде всего, общие тенденции в дизайне. Скажем, стали модны большие плашки, цветовые заливки на всю полосу. Рынок завоёвывают металлизированные краски. Есть и ещё одно объяснение: в связи с повсеместным распространением настольных издательских систем в полиграфии наступило время дилетантов, ничего не понимающих в технологии и «ваяющих» макеты продукции, которую почти невозможно напечатать. А отдуваться приходится нам, полиграфистам!

Само по себе увеличение сложности среднего заказа не представляет проблемы. Но как это оценить и точно учесть дополнительное производственное время, дабы отразить в стоимости заказа?

Все мы знаем, как это происходит… Вначале клиент (чаще — посредник) объявляет общие параметры. Стараясь получить заказ, типография называет минимальную стоимость для такого тиража. Безграмотный, несусветной сложности оригинал-макет появляется гораздо позже, когда и деньги уже заплачены, и (по словам клиента, естественно) изменить ничего нельзя. В результате заказ печатается вдвое дольше, чем предполагалось; иначе говоря, с 50% скидкой по стоимости работы.

При круглосуточном графике (а так сегодня функционирует большинство типографий) это ещё одна беда (кроме потери денег) — существенный перекос в технологическом плане работ. Сроки выполнения всех последующих заказов сорваны, проблемы с клиентами неизбежны.

Варианты решения перечислю в следующем порядке: от сравнительно простых и недорогих к сложным и затратным. Какие эффективнее — судите сами.

Вариант 1

Если вы не страдаете от отсутствия загрузки, можно вообще отказаться от заказов с дополнительной сложностью. К примеру, не печатать многостраничные издания на бумаге плотностью выше 200 г/м2 — известно, что «тяжёлая» бумага требует более частой загрузки в машину, отчего время выполнение заказа увеличивается. Если у вас 4-секционная печатная машина, можно отказаться от печати тиражей с дополнительными цветами: «Меняйте в оригинал-макете Pantone на CMYK или ищите другую типографию».

В принципе, это грамотное решение. Фактически, речь идёт всего лишь о некотором сужении специализации и, за счёт этого, оптимизации производства. Вопрос лишь в том, готовы ли вы отказаться от значительной части заказов. Надо также учитывать, что, если типография заинтересована в расширении доли на рынке, сей метод контрпродуктивен — ведь отобрать у конкурентов легче именно сложные или неудобные заказы, с которыми у клиента статистически возникает максимум проблем.

Вариант 2

Можно установить цены уже с учётом доли сложных заказов. В 30% заказов происходит удвоение времени печати? Тогда нужно повысить цены на 30% — и доля сложных заказов скомпенсирована! Задачка для 3-го класса средней школы.

Метод тоже не без изъяна. Вряд ли клиенты с «простыми» заказами согласятся с таким повышением — ведь им, в сущности, придётся доплачивать за сложности, придуманные другими. И вообще, если бы сегодня можно было безболезненно повысить цены на 30%, не стоило и писать эту статью…

Вариант 3

Самый трудный из «дешёвых» вариантов — формализовать ценообразование, введя коэффициенты сложности на все случаи жизни. И это реально — описать все варианты и просчитать для каждого увеличение производственного времени. Самый правильный метод, потому что честный и не заставляет отказываться от заказов.

Проблем здесь две. Во-первых, то, о чём я уже неоднократно упоминал в двух предыдущих статьях, — окончательная стоимость заказа называется клиенту только после того, как он предоставит оригинал-макет. Но когда заказчик (а чаще — посредник) приступает к разработке макета, договорившись только о стоимости заказа, реализовать такой подход бывает, мягко говоря, непросто.

Во-вторых (и в-главных), очень нелегко объяснить заказчику (тем паче посреднику), почему два заказа с идентичными в принципе параметрами стоят по-разному. И дельта может быть весьма существенной! К сожалению, приходится констатировать: мало кто из клиентов готов работать с типографией на таких условиях.

В итоге, проанализировав ситуацию и оценив, в общем, и так неплохой по стоимости заказ, вы, скрепя сердце, отказываетесь от наценки за сложность…

Теперь о методах «дорогих» — системных. Об этом нужно думать при формулировании стратегии развития типографии.

Вариант 4

Прежде всего, подобная ситуация на рынке, как ни странно, должна стать стимулом для приобретения самого современного и совершенного оборудования. Например, печатные машины с высочайшим уровнем автоматизации снижают до минимума разницу во времени при производстве сложных и простых заказов. Для машин б/у, разработанных 10—15 лет назад, это, увы, не так.

Ещё пример. Предлагать клиенту «менять Pantone на CMYK» (см. вариант 1) можно лишь, если ваша машина хорошо «выкатывает» большие растровые плашки. Имея десятилетнюю машину с хорошим пробегом, вы вряд ли удовлетворите клиента.

Вариант 5

Начинайте думать о приобретении машин с количеством секций больше четырёх. Не секрет, что сейчас на Западе де-факто стандартом для коммерческой рекламной печати становятся 5-секционные машины. Для них проблем с дополнительным цветом не существует. Но они существенно дороже 4-секционных, а значит, всякий раз, когда придётся печатать на ней простой CMYK-заказ, вы будете проигрывать по доходу конкуренту с 4-секционной машиной. Стоит ли игра свеч — считайте сами.

Вариант 6

Наконец, то, о чем пишут все полиграфические издания, — внедрение в производство новейших разработок в нашей области.

Сейчас это имеет прямой смысл. Скажем, использование автоматически генерируемых профилей CIP3 (JDF)может существенно снизить время приладки даже для самого сложного заказа, а применение сканирующего денситометра с обратной связью поддержит максимальную рабочую скорость машины. Новшества, конечно, недешёвы и требуют использования современной печатной техники (см. вариант 4).

В заключение отмечу: все эти проблемы встают перед типографиями, уже решившими основную задачу — обеспечение полной загрузки мощностей. В противном случае вы избавлены от вышеописанных сложностей. Точнее, они у вас совсем иные…

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 10 мая 2005 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Подрывные инновации

Без рубрики

Новые цифровые технологии неуклонно вытесняют печать с медийного рынка, и этот процесс, к сожалению, необратим.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Статья

You’re in the army now

Без рубрики

«Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять», — сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина. Если подумать, в ней скрыто объяснение множества проблем отечественных типографий.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

Все работы, все профессии и все должности хороши, важны и уважаемы. Но если вы новичок с полиграфическим образованием и минимальным опытом работы (или без него), для вас лучшая работа — менеджер по продажам. На этот счёт у меня нет никаких сомнений. Читайте дальше — и узнаете, почему.

Статья

Конфликты в «серой зоне»

Без рубрики

В настоящей статье я хочу порассуждать о конфликтах, вызванных претензиями клиента к качеству выполнения печатной продукции, и о том, как в подобной ситуации действовать типографии. К сожалению, как бы мы ни стремились стандартизировать печатную продукцию и нормировать подходы к оценке ее качества, большинство проблем в полиграфии остается в так называемой серой зоне.

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.