Статья

Как-то раз, ещё на заре моей полиграфической деятельности, довелось сдавать в ремонт принтер Hewlett-Packard. Странное дело — у мужчины, стоящего передо мной, в руках была не сломанная техника, а запечатанные листы бумаги; скоро я понял — он пришёл жаловаться.

Как оказалось, приобрёл он лазерный принтер исключительно для печати больших чёрных квадратов (якобы, по работе понадобились, почему бы и нет). Поначалу они выходили на загляденье, душа радовалась. Всё изменилось, когда изготовитель перенёс производство картриджей из Центральной Европы в Юго-Восточную Азию: заливка стала неровной, на квадратах появились полосы и прогалины, а профессиональная деятельность загадочного человека оказалась под угрозой…

Выслушав жалобщика, менеджер сервис-центра продемонстрировал табличку, в каковой сообщалось, что принтеры HP изготавливаются исключительно для дома и офиса и не предназначены для профессионального использования. Смысл объяснений менеджера сводился к тому, что и сейчас, после некоторого снижения качества, принтер вполне отвечает офисно-домашним стандартам. Человек не унимался: ведь раньше качество печати было совсем другим!

Я, конечно, собираюсь говорить совсем не о принтерах HP и качестве тонера китайского производства. Меня интересует стандартный уровень печати (естественно, применительно к нашей отрасли) — некий усреднённый показатель качества конкретной типографии, декларируемый тиражными оттисками продукции, отпечатанной в разное время. Предъявляя заказчику ворох образцов печати, причём не специально отобранных, а наугад выбранных из тиража, МРАК (Менеджер по РАботе с Клиентами, не забыли?) подразумевает или прямо говорит: «Мы гарантируем качество не ниже и не выше, чем здесь; если оно устраивает, делайте заказ, а иначе вряд ли сможем вам помочь».

Очень плохо, если качество печати заказа не достигает стандартного уровня. Ситуация понятная, тут нечего обсуждать. Но я утверждаю (пусть это и покажется странным), что не менее опасно бывает превышать стандартный уровень. Если клиенту разок посчастливилось, дальше работать с ним будет очень непросто.

Хотите примеры? Пожалуйста.

  1. В оригинал-макете листовки используется очень тонкий шрифт малого кегля, идущий вывороткой по цветоделённой плашке. В первый раз типографии удалось добиться абсолютной приводки; при повторной печати заказа бумагу слегка «раздало». Несовмещение менее 0,1 мм, всё в пределах нормы, но на таком макете это заметно. Клиент очень недоволен и уверен, что это брак.
  2. Каждая полоса многостраничного издания имеет одинаковый цветоделённый фон, поверх которого идут текст и фотографии. Печатнику удалось добиться абсолютно одинаковых фонов на каждой странице (естественно, это потребовало дополнительного времени на приладку). Следующий тираж достаётся другому печатнику, работающему строго по денситометрическим нормам плотностей; в результате фоны разных страниц немного отличаются. Клиент отказывается принимать второй тираж, сравнивая его с первым.
  3. По замыслу дизайнера, открытка имеет очень узкие незапечатанные поля с каждой стороны. Первоначально резка готовой продукции была идеальной, при резке следующего тиража нож чуть «ушёл» (не более 0,1 мм с каждой стороны) — поля справа и слева отличаются на 0,15-0,2 мм. В принципе, это вполне допустимо, но для данного макета хорошо заметно Заказчик демонстрирует первую открытку и требует перепечатки.

Любой полиграфист со стажем вспомнит прорву таких ужастиков. Все имеют одну схему.

Продукция напечатана с существенным превышением стандартного уровня. Повторный тираж вполне соответствует стандартному уровню, но не превышает его. Клиент воспринимает первоначальный уровень качества как стандарт и намерен добиваться его постоянного соблюдения, что труднодостижимо и не предполагается при действующем в типографии технологическом процессе. Но оригинал-макеты всех упомянутых изданий выполнены так, что задуманный визуальный эффект возникает лишь при превышении стандартного уровня печати.

Надеюсь, я смог достаточно убедительно показать, что превышение стандартного уровня печати может быть чревато не менее серьёзными проблемами, чем его недостижение. Теперь перейдём к двум извечным вопросам.

Кто виноват?

В первую голову, дизайнер, придумывающий подобные макеты. Из бесконечного множества способов визуально реализовать задачу (в т. ч. при стандартном уровне печати) горе-дизайнеры настырно выбирают максимально трудные для типографии. Как тут не вспомнить покойные советские времена, когда художник-полиграфист был опытным технологом и никогда не выходил за рамки технологических ограничений!

Но нельзя забывать и о недоработках технолога типографии, который с самого начала обязан был обратить внимание на особенности макета и не допустить печати заказа без предварительного согласования с клиентом. Если б заказчику заранее изложили суть проблемы, неприятных разговоров, почти наверняка, удалось бы избежать.

Что делать?

Способ № 1 следует из ответа на предыдущий вопрос. Надо отработать процедуру тщательной экспертизы каждого поступающего в типографию оригинал-макета. В пиковых случаях — предлагать клиенту его переработать, если отказывается — уведомлять (лучше письменно, под подпись) о том, что типография берёт на себя ответственность только в рамках стандартного уровня качества. Это трудное решение: даже оно не гарантирует от раздоров, а уведомления обычно пугают заказчика, иногда напрочь отбивая желание иметь дело с такой типографией.

Способ № 2 куда радикальнее, но вполне оправдан для типографии, не имеющей проблемы с загрузкой. Просто не принимать в работу заказы, чреватые подобными недоразумениями. Заказчик либо переделывает макет, либо идёт в другую типографию. Жёстко, зато эффективно.

Не столь важно, как именно типография подходит к проблеме стандартного уровня качества. Главное — не закрывать на неё глаза. Она не исчезнет лишь оттого, что мы о ней не думаем.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 20 декабря 2005 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Подрывные инновации

Без рубрики

Новые цифровые технологии неуклонно вытесняют печать с медийного рынка, и этот процесс, к сожалению, необратим.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Статья

You’re in the army now

Без рубрики

«Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять», — сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина. Если подумать, в ней скрыто объяснение множества проблем отечественных типографий.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

Все работы, все профессии и все должности хороши, важны и уважаемы. Но если вы новичок с полиграфическим образованием и минимальным опытом работы (или без него), для вас лучшая работа — менеджер по продажам. На этот счёт у меня нет никаких сомнений. Читайте дальше — и узнаете, почему.

Статья

Конфликты в «серой зоне»

Без рубрики

В настоящей статье я хочу порассуждать о конфликтах, вызванных претензиями клиента к качеству выполнения печатной продукции, и о том, как в подобной ситуации действовать типографии. К сожалению, как бы мы ни стремились стандартизировать печатную продукцию и нормировать подходы к оценке ее качества, большинство проблем в полиграфии остается в так называемой серой зоне.

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.