Статья

Никто не станет спорить: цены на полиграфические услуги сегодня недопустимо низкие. Уж сколько раз твердили миру, что это реально угрожает индустрии… По оценкам Американской ассоциации полиграфистов (PIA/GATF), в 2006 г. только четверть американских типографий имели прибыль; в нашей стране, насколько могу судить, цифры ещё более удручающие.

Основной причиной столь низкого уровня цен и отсутствия их роста в последние несколько лет обычно считают избыток предложения и упование на демпинг как единственный (или последний) способ для типографии привлечь клиента. Всё это так. Но я рискну назвать ещё одну очень важную причину.

Что большинство типографий готовы (скорее, вынуждены) работать по низким ценам — это полбеды. Проблема в том, что многие до сих пор не научились правильно считать.

Как руководитель активно работающей типографии я совершенно спокойно отношусь к существованию дискаунтеров — типографий, сознательно выбравших стратегию низких цен при максимизации объёмов производства и сужении ассортимента сервисных услуг вплоть до полного исключения таковых. Предлагаемый ими продукт весьма востребован, значит, и предприятия такие нужны. При правильной организации и удачном маркетинге дискаунтеры способны приносить прибыль.

По-настоящему вредят рынку типографии, которые, сами того не понимая, работают бесплатно — то ли в силу собственной глупости, то ли просто по инерции. Они искренне недоумевают, почему из месяца в месяц несут убытки — вроде бы и цены не самые низкие, и заказов хватает… Причина очевидна: при изготовлении печатной продукции они значительную часть работ выполняют себе в убыток («за копейки») либо совсем бесплатно.

Финансовое благополучие таких типографий меня не волнует (искренне желаю им поумнеть или… разориться окончательно), но они не только приучают клиента к низким ценам, но и внушают, что многие услуги или работы ничего не стоят. Ручные послепечатные операции, например. Или доработка оригинал-макета. Или изменения, внесённые клиентом в параметры заказа (естественно, после того, как цена согласована). Или доставка тиража.

Чёрная дыра № 1: послепечатные работы

Цены на послепечатные (или отделочные) операции сегодня ужасающе низкие. А причина в том, что типографии не умеют оценивать реальную себестоимость работ.

Ситуация парадоксальная — ручные послепечатные процедуры объективно невыгодны типографиям! А персонал (переплётчицы, порой очень квалифицированные) — один из самых низкооплачиваемых в отрасли, где и так-то уровень зарплат крайне невысок. Во многих типографиях участок ручного труда, состоящий из пяти и более человек, приносит по 100 долл. в день, а зачастую и того меньше. Почему? Многие работы вообще не тарифицируются (ручная подборка или сортировка готовой продукции); неверно оцениваются из-за неумения правильно рассчитать временные затраты или ошибок при расчёте цены (собирались фальцевать на фальцаппарате, а пришлось вручную); привилась порочная практика делать клиенту скидку «в размере стоимости послепечатных работ».

Итог ясен: вне зависимости от параметров общая стоимость заказа невысока, а клиент уверен, что так и должно быть.

Чёрная дыра № 2: препресс

С допечатными операциями ещё хуже. Многие типографии смирились, что участок приносит лишь убытки, и воспринимают это как неизбежное зло.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что за препресс обязательно нужно брать много денег. Если типография решила, что для неё оправданно выполнять допечатные работы бесплатно, привлекая этим клиента и зарабатывая на печати, — так тому и быть. Но установить расценки на препресс и потом мириться с тем, что они не соблюдаются, по меньшей мере, глупо.

Согласно PIA/GATF, американским типографиям не удаётся брать с клиента деньги более чем за половину времени работы допечатного отдела. В отечественных типографиях, по моим оценкам, клиент оплачивает лишь четверть часа работы препресс-специалистов. А ведь они, в отличие от переплётчиц, обходятся типографии достаточно дорого.

Что нужно сделать? Научиться правильно оценивать временны'е затраты работников. Не бояться брать деньги за их труд, включая просмотр предоставленных макетов и консультирование клиентов, что порой занимает до 30% времени специалиста! Научиться требовать с заказчика доплаты, если по независящим от типографии причинам объём допечатных работ существенно вырос.

__PAGEBREAK__

Чёрная дыра № 3: неумение учесть нюансы

В отчаянных попытках заработать типографии максимально расширяют ассортимент продукции, с готовностью берутся за любые заказы, часто вступая на неведомую территорию. А правильно оценить объём работы и время на её выполнение не удаётся. Возникают трудозатраты (и существенные), которые клиент не оплачивает.

Бывает и хуже. Не имея методики и инструментария для правильного и точного расчёта стоимости, типография не учитывает нюансы заказа и объявляет клиенту примерную, «среднепотолочную» цену. Или абстрактную — взятую с потолка.

Скажем, типография ориентируется на среднюю выработку печатных машин, достижимую при печати стандартных работ. И невдомёк ей, что почти половину её заказов составляют сложные, на которых подобная выработка недостижима. И при полной загрузке производства, каждый месяц почти треть времени печатные машины работают бесплатно. Стоит ли удивляться убыткам?

Чёрная дыра № 4: сервис

Казалось бы, прекрасная идея: привлечь клиента дополнительным сервисом — выездом курьера за исходными материалами, для подписания макета в печать или бесплатной доставкой тиража… А кто за это заплатит? Сможет ли типография (явно или скрыто) взять с заказчика деньги за услуги или собирается оплачивать их из своего кармана?

К сожалению, ответ печальный. Как правило, типографии не умеют оценивать дополнительные услуги или боятся требовать оплату. Вот и получается, что при малозначительных заказах, стоимость работ по которым — десятки долларов, курьер несколько раз ездит к клиенту, а потом ещё и готовая продукция доставляется в отдалённую точку Москвы. А типография пребывает в «счастливой» уверенности, что стоимость услуг «включена в стоимость заказа».

Печально, но факт: из числа убыточных типографий глобально простаивает лишь малая часть. Абсолютное большинство что-то и как-то печатает, ничего при этом не зарабатывая.

Значит, нужно срочно учиться считать. И если до сих пор не научились, то сегодня терпите убытки… А завтра вас не будет на этом рынке.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 25 февраля 2007 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.