Статья

responsive-desk

Статья была опубликована на сайте Slon.ru

Цифровые медиа на пороге значительных перемен. Меняются привычки аудитории, способы и пути получения и потребления контента. Перемены требуют от издателей и контент-провайдеров кардинальной смены парадигмы, существенных изменений в восприятии собственной аудитории, ее нужд и запросов. И технологии играют здесь немаловажную роль.

Итоги года: цифры и факты

Пройдет некоторое время, прежде чем станут известны точные показатели, но главный итог ясен уже сейчас. Мобильное устройство (смартфон или планшет) становится самым популярным видом персонального компьютера, сбросив с пьедестала обычные компьютеры (десктопы и ноутбуки).

Скорость распространения мобильных технологий поражает. Сегодня 4,3 млрд человек, или 61% населения Земли, являются мобильными пользователями. В их карманах 5,3 млрд мобильных телефонов (примерно 1,23 на человека). Каждый четвертый мобильный телефон является смартфоном (Томи Ахонен). В США доля смартфонов уже составляет почти половину от общего числа мобильных устройств (Nielsen).

В 2012 году в мире продано 1,2 млрд мобильных устройств; 70% из них смартфоны, каждое десятое – планшетный компьютер. Продажи планшетов в 2012 году выросли вдвое по сравнению с предыдущим (Gartner).

В 2012 году – впервые с начала тысячелетия – произошло падение объемов продаж персональных компьютеров – их продано менее 350 млн штук, что на 1,2% меньше, чем годом ранее (iSuppli). Вдумаемся: сегодня обычный компьютер продается всего в три раза чаще, чем планшет, и в два с лишним раза реже, чем смартфон.

По прогнозам, в наступающем году глобальные объемы продаж смартфонов вырастут почти на 25% (TrendForce), планшетных компьютеров – почти на 40%. Впервые с момента появления планшетов их в мире будет продано больше, чем ноутбуков (Digitimes).

Доля смартфонов в общем числе мобильных телефонов в 2013 году вплотную подойдет к отметке 50% (Digitimes), а к 2014 году преодолеет эту отметку (IDC).

Мобильные пользователи активно используют интернет. Каждый четвертый владелец телефона использует 3G-соединение с интернетом, более чем каждый пятый пользуется WiFi-сетями (Томи Ахонен). В 2012 году почти треть поискового трафика пришлась на мобильные устройства (Maquarie Group). Объем мобильного трафика уже превышает 13% от общемирового, при этом в некоторых странах показатели существенно выше: например, в Индии доля мобильного трафика составляет 60% (Kleiner Perkins).

В 2013 году для доступа в интернет мобильные телефоны будут использоваться чаще, чем обычные компьютеры (Gartner). Мобильный трафик по объемам впервые опередит трафик со стационарных устройств, его доля составит 56% в общемировом объеме трафика (Cisco).

Рынок мобильных устройств: многообразие видов и форм

Издатели и контент-провайдеры не могут игнорировать огромную и быстрорастущую аудиторию мобильных пользователей. Но в стремлении охватить ее они сталкиваются с существенными трудностями.

Мобильный рынок крайне фрагментирован. Основными платформами сегодня являются Android и iOS, но игнорировать интересы остальной части аудитории было бы неправильно. Microsoft активно продвигает ставшую мобильной ОС Windows 8; RIM не оставляет надежд вернуть утраченные позиции с грядущей Blackberry OS 10; в следующем году можно ожидать экспансии совершенно новой мобильной OS Tizen, в успехе которой заинтересованы такие гиганты, как Samsung и Intel.

Еще сильнее мобильная аудитория фрагментирована по размерам и разрешениям экранов своих девайсов. Даже в ранее монолитной нише iOS-устройств сегодня присутствуют четыре размера (по два для iPhone и iPad) и столько же разрешений экрана. Ну а рынок смартфонов на базе Android вообще поражает разнообразием конфигураций и характеристик дисплеев.

Наблюдается еще одна тенденция: резкий рост разрешения экранов мобильных устройств. Уже сегодня восприятие текста на дисплеях некоторых мобильных устройств практически не отличается от чтения печатного листа. Дисплей планшета Google Nexus 10 имеет рекордное разрешение 2560 x 1600 пикселей, что эквивалентно разрешающей способности 300 ppi. Разрешение дисплеев последних версий iPad ниже, но в силу их меньшего размера разрешающая способность еще выше – 326 ppi. Но и это не предел: HTC всмартфоне J Batterfly довел показатель до невероятной величины 440 ppi.

Появляется совершенно новый тип и класс устройств, которые также будут использоваться для доступа в интернет и потребления контента. Создатели приложений уже должны учитывать пользователей таких устройств, как smart-TV (в том, что на эти приложения будет спрос, уверены 83% разработчиков), медиацентры автомобилей (74% разработчиков), игровые консоли (71%) и даже очки Google Glass (67%) (Appcelerator / IDC). Уже очень скоро новости будут читать и с гигантских, во всю стену, телепанелей, и с крохотных экранов очков-смартфонов (коммерческие продажи Google Glass начнутся уже в наступающем году).

Мобильный веб или нативные приложения: трудная дилемма

До недавнего времени у издателей, стремящихся охватить мобильную аудиторию, был единственный путь: создание нативных приложений, загружаемых пользователем из апп-стора своей мобильной платформы. Естественно, приложений должно быть как минимум столько же, сколько платформ (лучше – больше, для разных типов устройств), иначе существенная часть аудитории останется в стороне.

Сегодня уже ясно, что нативные приложения – не самый эффективный, или по крайней мере не единственный, выход. Разработка и поддержка нескольких приложений требует существенных затрат, окупить которые достаточно трудно. Монетизация мобильного контента – задача, которая пока далека от решения. Цены на рекламу в мобильных приложениях невысоки, а продажа собственно контента (через пейволлы, подписку или приобретение отдельных номеров периодических изданий) затрудняется обилием бесплатной информации в интернете. Рано или поздно медиаиндустрия обретет баланс между затратами на доставку мобильного контента и доходами от его реализации, но для этого требуется время.

Неделю назад, не достигнув намеченных показателей, закрылась первая и пока единственная ежедневная iPad-газета The Daily. Многие связывают неудачу издания с тем, что его создатели ограничились единственной нативной платформой и полностью игнорировали веб. Как показывают опросы, 60% владельцев планшетов читают новости в интернете и только 23% предпочитают использовать для этого нативные приложения (Pew Research).

Революция мобильного контента: время отзывчивого дизайна

Как же поступят медиа, стремящиеся поспеть за изменениями в информационном пространстве и при этом надеющиеся не разориться на создании дорогостоящих инструментов доставки мобильного контента?

В наступающем году эта задача будет решаться с помощью технологии, которая носит название «респонсив-дизайн» (responsive web-design, «отзывчивый веб-дизайн»).

Эта методика (точнее, совокупность набора программных инструментов, позволяющих достичь автоматической адаптации веб-сайтов к размеру экрана и типу устройства, на котором их просматривают) была разработана два года назад, но только в 2011 году ее начали брать на вооружение крупные медиакомпании (первой ласточкой стал обновленный сайт газеты Boston Globe). Сегодня технологии респонсив-дизайна получили широкое признание и фактически становятся мейнстримом: например, годом респонсив-дизайнаназывает наступающий год Mashable.

Но это лишь одна из составляющих успеха. 2013 год станет годом адаптивных веб-приложений.

В последние месяцы целый ряд крупных инфосайтов прошел через кардинальный редизайн (в качестве примеров назову USA TodayThe Next Web, тот же Mashable). Во всех случаях перед разработчиками стояла цель усовершенствовать интерфейс сайтов, приблизив его к интерфейсу уже привычных мобильных инфоприложений.

В следующем году мы будем наблюдать «парад редизайнов» – значительная часть медиаресурсов воспользуется этим подходом. Технология HTML5 и респонсив-дизайн сегодня уже позволяют создавать подобные интерфейсы, в полной мере используя динамические элементы и преимущества мультитач-экранов. Результатом станут сайты нового поколения: с модернизированным, динамическим интерфейсом, на экранах мобильных устройств неотличимые от нативных приложений, меняющим (иногда полностью) свою конфигурацию в зависимости от устройства, на котором его просматривают, и при этом сохраняющим единство контента, стиля и способа подачи информации.

Средняя жизнь любого сайта – около пяти лет. Вне зависимости от ниши, занимаемой тем или иным медиаресурсом, нет никаких сомнений, что уже через 2–3 года (если не раньше) основная часть читателей будет просматривать его с экранов мобильных устройств. Весьма вероятно даже, что многие из них вообще перестанут пользоваться обычными компьютерами.

Дальновидные издатели готовятся к этому моменту уже сегодня, и в следующем году мы увидим результаты их усилий. Остальные вряд ли переживут революцию мобильного контента.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 11 января 2013 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Кто за все в ответе?

Без рубрики

Как нужно вести себя в спорных ситуациях? Где кончается ответственность Печатника и начинается ответственность Клиента? Как подстраховаться на случай проблем?

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Технологизация и Дивергенция

Без рубрики

Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.

Статья

Восторг расставания с летом

Без рубрики

Лето, наконец, закончилось. Слава Богу. Индустрия пробуждается, клиент выходит из спячки, телефоны начинают звонить, заказчики — заказывать, печатные машины — печатать. Каждую весну коллеги-полиграфисты повторяют как заклинание: в этом-то году летнего спада быть не должно, в этом году лето будет «горячим». И каждый раз ошибаются.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

Статья

Типографии срочно требуется

Без рубрики

В полиграфической отрасли, как и в любой другой, квалифицированных кадров всегда было гораздо меньше, чем нужно. Ощущается явная нехватка опытных печатников. Мало знающих технологов. А уж умелых менеджеров по работе с клиентами, или, как я их назвал в прошлый раз, МРАКов, почти совсем нет. Но наиболее остро на нашем рынке стоит вопрос о профессионалах еще одной области.

Статья

Горячий сезон и его итоги

Без рубрики

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии. «Большая» полиграфия живет по иным законам, и это не моя компетенция.

В новейшем фильме Спилберга «Поймай меня, если сможешь» Леонардо Ди Каприо в роли юного мошенника печатает фальшивые чеки на четырехкрасочном «Гейдельберге» в пустом цеху типографии, к дверям которой подходит выследивший его агент ФБР (Том Хэнкс)… Поговорим о полиграфических правонарушениях.

Первую часть статьи я закончил обещанием, что в следующий раз речь пойдет о групповых правонарушениях. Но сперва еще об одном индивидуальном правонарушении, самом распространенном — о действиях исполнителей, направленных на сокрытие своих проступков. К примеру, печатник прячет бракованную продукцию среди нормального тиража. Или просто выбрасывает брак, берет новую бумагу и перепечатывает заказ, никому ничего не говоря.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.