Статья

Слышится скрежет тормозов. В кадр влетает БМВ Флетчера, за рулем — СЛУЖАЩИЙ ШТРАФНОЙ СТОЯНКИ. Машина резко останавливается, и мы видим свежую царапину на кузове.

ФЛЕТЧЕР. Ты поцарапал мою машину!

СЛУЖАЩИЙ. Где?

ФЛЕТЧЕР. Вот здесь!

СЛУЖАЩИЙ. А, это? Это уже было.

ФЛЕТЧЕР (в ярости). Ах, ты… Ты лжец! Знаешь, что я сделаю?

СЛУЖАЩИЙ. Что?

ФЛЕТЧЕР (распаляясь всё сильнее). Ничего! Потому что если я подам в суд, то только впустую потрачу восемь часов жизни, ты наверняка не явишься, и даже если я выиграю, ты всё равно не заплатишь, поэтому мне остается лишь корчиться в бессильной ярости, а потом отравиться через выхлопную трубу!

СЛУЖАЩИЙ. Похоже, ты здесь не впервые.

П.Гуэй, С.Мазур. Сценарий кинофильма «Лжец, лжец»

Неуязвимые

Недавно журнал «Sales business» предложил мне выступить в качестве эксперта для рубрики «Case study». Идея проста: рассматривается случай из жизни некоей компании, завершившийся неудачей или конфликтом, а эксперты потом высказывают свое мнение — кто и в чём ошибся и что делать дальше.

В данном случае речь шла о неопытном заказчике, который решил напечатать плакаты, своими силами изготовил оригинал-макет и, в конечном счёте, остался недоволен работой типографии (детали неважны). Среди экспертов, помимо автора настоящей статьи, были представители известного рекламного агентства, руководитель PR-службы ритейловой сети (иными словами, люди, привыкшие выступать в роли заказчиков печатной продукции) маркетолог и даже юрист.

Перипетии этой истории в данном случае мне гораздо менее интересны, чем единодушие, с которым все эксперты утверждали: в противостоянии с типографией для клиента нет никакого смысла, он лишен реальных способов как надавить на подрядчика, так и наказать его, единственный путь — договариваться полюбовно.

Скажу сразу: для меня в этом утверждении нет ничего нового. Ровно год назад в статье «Caveat Emptor» я написал именно об этом — что заказчику просто необходимо быть бдительным до  размещения заказа, ибо потом, при возникновении проблем, его возможности будут сильно ограничены.

Неожиданностью для меня стало то, насколько хорошо эту истину понимают остальные эксперты, в том числе и заказчики с опытом.

Признаюсь, это меня порадовало. Конечно, пресловутая «безнаказанность» типографий никакой радости вызвать не может: к сожалению, она чаще всего является оборотной стороной мизерности обсуждаемых сумм, что делает судебное разбирательство попросту нерентабельным. Я доволен тем, что клиенты наконец-то начинают осознавать, насколько важно тщательно и аккуратно подходить к выбору типографии.

Нельзя верить на слово

Утверждение, которое я сейчас сделаю, многим покажется как минимум спорным. Что ж, я постараюсь её обосновать.

Как это ни прискорбно, у заказчика, который пришел в типографию впервые, практически нет прямых критериев для её оценки — только косвенные.

В самом деле, чем встречает типография нового клиента? Во-первых, образцами напечатанной ею (для других клиентов) продукции, а во-вторых, уверениями в высоком уровне своей работы.

Судить по типографии по предъявляемым образцам — прямо скажем, дело гиблое. Всем известно, что образцы отбираются заранее, и ни один менеджер в здравом уме не покажет вам некачественные или бракованные экземпляры. К тому же образцы ровно ничего не скажут вам ни о надежности или стабильности типографии, ни о её порядочности. Образцы, даже самые красивые, говорят лишь об одном: что типография, в принципе, может хорошо печатать. Они не имеют никакого отношения к более важному для вас вопросу — будет ли ваша продукция отпечатана качественно и в срок.

Нельзя принимать на веру и заявления представителей типографии (в том числе, и воплощенные в виде её рекламной продукции). Вы же не ждете, что вам скажут всю правду, в том числе и неприятную? Мне, например, известны случаи, когда типографии собственную рекламную продукцию заказывали «на стороне», по причине того, что не доверяли собственной печати.

__PAGEBREAK__

Как выбирать

Что из это следует? Только то, что в отсутствии прямых критериев вам придется обращать максимум внимания на критерии косвенные.

Критерий №1: цены. Не устану повторять — типографиям с очень низкими ценами доверять нельзя! При этом истинные причины того, что стоимость продукции в конкретной типографии существенно ниже, чем в других, не имеют значения. Так или иначе, типография очень хорошо знает, почему вы к ней обратились. Соответственно, мотивация на достижение качественного результата у такой типографии весьма низка. К тому же, такая типография, чаще всего, не имеет и средств достижения качественного результата.

Это не значит, что в таких типографиях нельзя ничего заказывать. Просто нужно понимать, что основной характеристикой получаемой продукции будет именно её низкая стоимость. Всё остальное — как получится.

Критерий №2: серьёзность. Внимательно посмотрите на типографию, где собираетесь делать заказ. Как давно она существует? Готова ли показать свое производство? Имеет ли инфраструктуру, необходимую для стабильной работы? Кто ее клиенты? Каково среднее количество образцов разной продукции, выполненной для одного клиента? Это очень важно: если для большинства клиентов типография выполняет лишь один заказ, стоит задуматься о причинах такого явления.

Поговорите с менеджером. Представляет ли он методику контроля качества, принятую в типографии? Может ли чем-то подкрепить свои заявления о надежности и стабильности его компании?

Критерий №3: технологическая адекватность. Важным косвенным критерием выбора является сравнение вашего заказа с типовой работой, выполняемой типографией. Лучше всего, если нужный вам тираж совпадает по характеру и несколько больше по объему, чем средний (или самый частый) заказ вашего подрядчика. Если он сильно больше, сразу возникает вопрос — почему этих заказов в типографии так мало?

Разумеется, даже если ваш тираж для типографии совсем невелик, в этом нет ничего страшного. Просто нужно понимать, что в этом случае вы не являетесь для нее интересным клиентом, и тут на первый план выходит критерий №2.

Критерий №4: отработанность взаимодействия с клиентом. Тут, опять же, необходимо допрашивать менеджера. Каковы способы решения разнообразных конфликтных ситуаций, принятые в типографии? Закреплены ли они в договоре на выполнение работ? Какова в тех или иных случаях мера ответственности типографии — за что она готова отвечать, а за что нет?

 

Приведенные выше критерии могут показаться слишком неопределенными или трудными в практическом применении. Разумеется, пользоваться ими совсем не обязательно. Но поверьте, гораздо лучше отнестись с вниманием и осторожностью к выбору подрядчика, чем после получения заказа, подобно герою Джима Керри из фильма «Лжец, лжец», «корчиться в бессильной ярости».

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 2 апреля 2007 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Кто за все в ответе?

Без рубрики

Как нужно вести себя в спорных ситуациях? Где кончается ответственность Печатника и начинается ответственность Клиента? Как подстраховаться на случай проблем?

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Технологизация и Дивергенция

Без рубрики

Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.

Статья

Восторг расставания с летом

Без рубрики

Лето, наконец, закончилось. Слава Богу. Индустрия пробуждается, клиент выходит из спячки, телефоны начинают звонить, заказчики — заказывать, печатные машины — печатать. Каждую весну коллеги-полиграфисты повторяют как заклинание: в этом-то году летнего спада быть не должно, в этом году лето будет «горячим». И каждый раз ошибаются.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

Статья

Типографии срочно требуется

Без рубрики

В полиграфической отрасли, как и в любой другой, квалифицированных кадров всегда было гораздо меньше, чем нужно. Ощущается явная нехватка опытных печатников. Мало знающих технологов. А уж умелых менеджеров по работе с клиентами, или, как я их назвал в прошлый раз, МРАКов, почти совсем нет. Но наиболее остро на нашем рынке стоит вопрос о профессионалах еще одной области.

Статья

Горячий сезон и его итоги

Без рубрики

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии. «Большая» полиграфия живет по иным законам, и это не моя компетенция.

В новейшем фильме Спилберга «Поймай меня, если сможешь» Леонардо Ди Каприо в роли юного мошенника печатает фальшивые чеки на четырехкрасочном «Гейдельберге» в пустом цеху типографии, к дверям которой подходит выследивший его агент ФБР (Том Хэнкс)… Поговорим о полиграфических правонарушениях.

Первую часть статьи я закончил обещанием, что в следующий раз речь пойдет о групповых правонарушениях. Но сперва еще об одном индивидуальном правонарушении, самом распространенном — о действиях исполнителей, направленных на сокрытие своих проступков. К примеру, печатник прячет бракованную продукцию среди нормального тиража. Или просто выбрасывает брак, берет новую бумагу и перепечатывает заказ, никому ничего не говоря.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.