Статья

В прошлый раз, в статье «Caveat Emptor», я рассуждал на ту тему, что в полиграфической отрасли, вне зависимости от степени формализации взаимоотношений сторон, печатная продукция в той или иной степени всё равно изготавливается «на страх и риск заказчика». А значит, утверждал я, предостережение древних римлян «да будет бдительным покупатель» отнюдь не утратило силу и в наши дни.

О том, на основании каких факторов следует выбирать типографию, написано и сказано многое, в том числе и автором этих строк. Среди прочих критериев я приводил и такой: возможность предъявить клиенту отлаженное и чётко работающее производство с адекватным поставленной задаче оборудованием, а также (внимание!) готовность типографии это самое производство предъявлять. И далее я приводил в пример заявления гипотетического менеджера о том, что, дескать, производство расположено где-то далеко за МКАД и вход туда клиентам строго запрещён, и рекомендовал читателям в подобной ситуации задуматься: а не обманывают ли их?

Но вот в одном пришедших мне писем его уважаемый автор усомнился в том, что желание потенциального заказчика ознакомиться с производством типографии правомочно, а отказ (или невозможность) типографии это желание удовлетворить может рассматриваться как существенный минус. Аргументы в письме приводились достаточно резонные:

1) производство — штука зачастую малоприятная для глаз, ушей, носа и одежды неспециалиста;

2) его показ кому попало может привести к раскрытию важной коммерческой информации и ценного «ноу-хау», за которым гоняются конкуренты;

3) оно и в самом деле может быть расположено далеко за МКАД, в диких степях, на территории тщательно охраняемого секретного объекта;

4) да и в конце концов, не станем же мы перед приобретением, скажем, стула, требовать от производителя экскурсии по его мебельному производству, а при покупке компьютера — визита в сборочный цех!

Все эти доводы совершенно справедливы. И тем не менее, я глубоко убеждён, что у потенциального заказчика есть моральное право настаивать на осмотре производства типографии. Ниже я постараюсь это своё заявление обосновать.

Начнём с аргумента № 4, он тут самый важный.

Вернемся ненадолго к предыдущей статье. Что означало на практике предостережение древних римлян? Лишь то, что покупателю необходимо всесторонне оценивать товар до момента его приобретения.

К сожалению, в отличие от покупателя в магазине или на базаре, заказчик полиграфической продукции в значительной степени лишён возможности такой оценки. Причём лишён её имманентно, в силу особенностей приобретаемого продукта. Дело в том, что печать — это услуга, а не товар.

Товар, по необходимости, уже существует в момент его приобретения. И не важно, выпущен ли он к этому моменту физически или еще нет, главное — это типовое изделие, имеющее стандартный набор характеристик.

Печатная продукция, которую заказывает в типографии клиент — дело совсем другое. Её не существует на момент заказа, и она в каждом случае уникальна (здесь я, естественно, не рассматриваю цифровую печать и другие стандартные полиграфические работы, результат которых, в принципе, можно считать товаром).

Покупатель, вознамерившийся приобрести в магазине стул или компьютер, всегда имеет возможность изучить, исследовать, проверить, попробовать интересующее его изделие перед покупкой. Другими словами, он выбирает на основе оценки потребительских качеств приобретаемого товара. Поэтому ему нет нужды настаивать на экскурсии по производственным цехам производителя.

Клиент, планирующий разместить заказ в конкретной типографии, вынужден делать выбор на основании факторов, так или иначе, косвенных. Ему приходится давать согласие на приобретение продукта ещё до начала изготовления, и никак иначе. Поэтому он вынужден использовать все имеющиеся возможности для косвенной оценки будущей продукции через ознакомление с качествами изготовителя. Более того, клиент вправе ожидать от изготовителя готовности помочь ему, клиенту, эти возможности реализовать.

Кстати, предусмотрительные древние римляне предусмотрели и такой вариант тоже. И подготовили альтернативную формулу, вынесенную в заголовок настоящей статьи. «Да будет бдительным продавец» в данном случае означает, что продавец должен быть готов к всесторонней его проверке покупателям с целью реализации его, покупателя, неотъемлемого права на качественный продукт.

А посему типография, под тем или иным предлогом (или вовсе без такового) лишающая клиента возможности ознакомиться с её производством, не должна удивляться, если клиенту это не понравится.

С аргументом № 4 разобрались, переходим к остальным.

Аргумент № 1, со всем уважением к автору письма, я принять не могу. Нормальное полиграфическое производство должно быть чистым, аккуратным и приятным на глаз — начиная с состояния оборудования и кончая внешним видом работников. Нормальная типография должна не только не стыдиться, а гордиться своим цехом. Поверьте мне, в хорошо организованный, современный, отлаженный цех зайти — одно удовольствие. Хотя, не скрою, мне известны многие типографии, которые, при достаточно раскрученном имени и позитивном имидже обладают такими цехами, в какие зайти противно, не то, что там работать. Вот они, как правило, больше всех и болтают о «территориальной удалённости» и «режиме секретности».

Аргумент № 2 мне лично не представляется серьёзным в качестве причины для отказа от демонстрации. Впрочем, тут каждая типография должна принимать решение самостоятельно.

А вот аргумент № 3 совершенно справедлив. Вот только что означает такая ситуация для клиента? Как минимум то, что логистические или организационные проблемы способны дополнительно осложнить работу типографии над его заказом. Удалённое расположение производства, как правило, характерно для крупных типографий, для которых стоимость аренды производственных площадей и удобство погрузочно-разгрузочных работ гораздо важнее близости к офису. Вот только и заказы эти типографии выполняют очень и очень серьёзные, и, будь я заказчиком такой типографии, — не поленился, съездил бы и за МКАД. А вот если об удалённости цеха вам рассказывает менеджер оперативной типографии — тут самое время задуматься.

 

В завершении хочу подчеркнуть: на самом деле, ни в одном нормативном документе, законе или положении не сказано, что конкретная типография обязана показывать своё производство по первому требованию. Не обязана.

Но вот ведь какая штука: точно также нигде не сказано, что клиент обязан размещать заказ именно в этой конкретной типографии. Так что здесь речь идет не законности требований и обязательств, а о преимуществах и недостатках в конкурентной борьбе. А это дело совсем другое…

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 7 апреля 2006 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Кто за все в ответе?

Без рубрики

Как нужно вести себя в спорных ситуациях? Где кончается ответственность Печатника и начинается ответственность Клиента? Как подстраховаться на случай проблем?

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Технологизация и Дивергенция

Без рубрики

Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.

Статья

Восторг расставания с летом

Без рубрики

Лето, наконец, закончилось. Слава Богу. Индустрия пробуждается, клиент выходит из спячки, телефоны начинают звонить, заказчики — заказывать, печатные машины — печатать. Каждую весну коллеги-полиграфисты повторяют как заклинание: в этом-то году летнего спада быть не должно, в этом году лето будет «горячим». И каждый раз ошибаются.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

Статья

Типографии срочно требуется

Без рубрики

В полиграфической отрасли, как и в любой другой, квалифицированных кадров всегда было гораздо меньше, чем нужно. Ощущается явная нехватка опытных печатников. Мало знающих технологов. А уж умелых менеджеров по работе с клиентами, или, как я их назвал в прошлый раз, МРАКов, почти совсем нет. Но наиболее остро на нашем рынке стоит вопрос о профессионалах еще одной области.

Статья

Горячий сезон и его итоги

Без рубрики

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии. «Большая» полиграфия живет по иным законам, и это не моя компетенция.

В новейшем фильме Спилберга «Поймай меня, если сможешь» Леонардо Ди Каприо в роли юного мошенника печатает фальшивые чеки на четырехкрасочном «Гейдельберге» в пустом цеху типографии, к дверям которой подходит выследивший его агент ФБР (Том Хэнкс)… Поговорим о полиграфических правонарушениях.

Первую часть статьи я закончил обещанием, что в следующий раз речь пойдет о групповых правонарушениях. Но сперва еще об одном индивидуальном правонарушении, самом распространенном — о действиях исполнителей, направленных на сокрытие своих проступков. К примеру, печатник прячет бракованную продукцию среди нормального тиража. Или просто выбрасывает брак, берет новую бумагу и перепечатывает заказ, никому ничего не говоря.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.