Статья

В прошлый раз, в статье «Caveat Emptor», я рассуждал на ту тему, что в полиграфической отрасли, вне зависимости от степени формализации взаимоотношений сторон, печатная продукция в той или иной степени всё равно изготавливается «на страх и риск заказчика». А значит, утверждал я, предостережение древних римлян «да будет бдительным покупатель» отнюдь не утратило силу и в наши дни.

О том, на основании каких факторов следует выбирать типографию, написано и сказано многое, в том числе и автором этих строк. Среди прочих критериев я приводил и такой: возможность предъявить клиенту отлаженное и чётко работающее производство с адекватным поставленной задаче оборудованием, а также (внимание!) готовность типографии это самое производство предъявлять. И далее я приводил в пример заявления гипотетического менеджера о том, что, дескать, производство расположено где-то далеко за МКАД и вход туда клиентам строго запрещён, и рекомендовал читателям в подобной ситуации задуматься: а не обманывают ли их?

Но вот в одном пришедших мне писем его уважаемый автор усомнился в том, что желание потенциального заказчика ознакомиться с производством типографии правомочно, а отказ (или невозможность) типографии это желание удовлетворить может рассматриваться как существенный минус. Аргументы в письме приводились достаточно резонные:

1) производство — штука зачастую малоприятная для глаз, ушей, носа и одежды неспециалиста;

2) его показ кому попало может привести к раскрытию важной коммерческой информации и ценного «ноу-хау», за которым гоняются конкуренты;

3) оно и в самом деле может быть расположено далеко за МКАД, в диких степях, на территории тщательно охраняемого секретного объекта;

4) да и в конце концов, не станем же мы перед приобретением, скажем, стула, требовать от производителя экскурсии по его мебельному производству, а при покупке компьютера — визита в сборочный цех!

Все эти доводы совершенно справедливы. И тем не менее, я глубоко убеждён, что у потенциального заказчика есть моральное право настаивать на осмотре производства типографии. Ниже я постараюсь это своё заявление обосновать.

Начнём с аргумента № 4, он тут самый важный.

Вернемся ненадолго к предыдущей статье. Что означало на практике предостережение древних римлян? Лишь то, что покупателю необходимо всесторонне оценивать товар до момента его приобретения.

К сожалению, в отличие от покупателя в магазине или на базаре, заказчик полиграфической продукции в значительной степени лишён возможности такой оценки. Причём лишён её имманентно, в силу особенностей приобретаемого продукта. Дело в том, что печать — это услуга, а не товар.

Товар, по необходимости, уже существует в момент его приобретения. И не важно, выпущен ли он к этому моменту физически или еще нет, главное — это типовое изделие, имеющее стандартный набор характеристик.

Печатная продукция, которую заказывает в типографии клиент — дело совсем другое. Её не существует на момент заказа, и она в каждом случае уникальна (здесь я, естественно, не рассматриваю цифровую печать и другие стандартные полиграфические работы, результат которых, в принципе, можно считать товаром).

Покупатель, вознамерившийся приобрести в магазине стул или компьютер, всегда имеет возможность изучить, исследовать, проверить, попробовать интересующее его изделие перед покупкой. Другими словами, он выбирает на основе оценки потребительских качеств приобретаемого товара. Поэтому ему нет нужды настаивать на экскурсии по производственным цехам производителя.

Клиент, планирующий разместить заказ в конкретной типографии, вынужден делать выбор на основании факторов, так или иначе, косвенных. Ему приходится давать согласие на приобретение продукта ещё до начала изготовления, и никак иначе. Поэтому он вынужден использовать все имеющиеся возможности для косвенной оценки будущей продукции через ознакомление с качествами изготовителя. Более того, клиент вправе ожидать от изготовителя готовности помочь ему, клиенту, эти возможности реализовать.

Кстати, предусмотрительные древние римляне предусмотрели и такой вариант тоже. И подготовили альтернативную формулу, вынесенную в заголовок настоящей статьи. «Да будет бдительным продавец» в данном случае означает, что продавец должен быть готов к всесторонней его проверке покупателям с целью реализации его, покупателя, неотъемлемого права на качественный продукт.

А посему типография, под тем или иным предлогом (или вовсе без такового) лишающая клиента возможности ознакомиться с её производством, не должна удивляться, если клиенту это не понравится.

С аргументом № 4 разобрались, переходим к остальным.

Аргумент № 1, со всем уважением к автору письма, я принять не могу. Нормальное полиграфическое производство должно быть чистым, аккуратным и приятным на глаз — начиная с состояния оборудования и кончая внешним видом работников. Нормальная типография должна не только не стыдиться, а гордиться своим цехом. Поверьте мне, в хорошо организованный, современный, отлаженный цех зайти — одно удовольствие. Хотя, не скрою, мне известны многие типографии, которые, при достаточно раскрученном имени и позитивном имидже обладают такими цехами, в какие зайти противно, не то, что там работать. Вот они, как правило, больше всех и болтают о «территориальной удалённости» и «режиме секретности».

Аргумент № 2 мне лично не представляется серьёзным в качестве причины для отказа от демонстрации. Впрочем, тут каждая типография должна принимать решение самостоятельно.

А вот аргумент № 3 совершенно справедлив. Вот только что означает такая ситуация для клиента? Как минимум то, что логистические или организационные проблемы способны дополнительно осложнить работу типографии над его заказом. Удалённое расположение производства, как правило, характерно для крупных типографий, для которых стоимость аренды производственных площадей и удобство погрузочно-разгрузочных работ гораздо важнее близости к офису. Вот только и заказы эти типографии выполняют очень и очень серьёзные, и, будь я заказчиком такой типографии, — не поленился, съездил бы и за МКАД. А вот если об удалённости цеха вам рассказывает менеджер оперативной типографии — тут самое время задуматься.

 

В завершении хочу подчеркнуть: на самом деле, ни в одном нормативном документе, законе или положении не сказано, что конкретная типография обязана показывать своё производство по первому требованию. Не обязана.

Но вот ведь какая штука: точно также нигде не сказано, что клиент обязан размещать заказ именно в этой конкретной типографии. Так что здесь речь идет не законности требований и обязательств, а о преимуществах и недостатках в конкурентной борьбе. А это дело совсем другое…

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 7 апреля 2006 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Подрывные инновации

Без рубрики

Новые цифровые технологии неуклонно вытесняют печать с медийного рынка, и этот процесс, к сожалению, необратим.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Статья

You’re in the army now

Без рубрики

«Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять», — сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина. Если подумать, в ней скрыто объяснение множества проблем отечественных типографий.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

Все работы, все профессии и все должности хороши, важны и уважаемы. Но если вы новичок с полиграфическим образованием и минимальным опытом работы (или без него), для вас лучшая работа — менеджер по продажам. На этот счёт у меня нет никаких сомнений. Читайте дальше — и узнаете, почему.

Статья

Конфликты в «серой зоне»

Без рубрики

В настоящей статье я хочу порассуждать о конфликтах, вызванных претензиями клиента к качеству выполнения печатной продукции, и о том, как в подобной ситуации действовать типографии. К сожалению, как бы мы ни стремились стандартизировать печатную продукцию и нормировать подходы к оценке ее качества, большинство проблем в полиграфии остается в так называемой серой зоне.

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.