Статья

В 1997 г. американский экономист Клейтон Кристенсен в своей книге «Дилемма инноватора» предложил модель «подрывных инноваций». Этим термином он обозначил новые технологии, которые кардинально меняют соотношение ценностей на рынке и в конечном счёте, уничтожают существующие продукты или услуги.

Согласно модели Кристенсена, в момент появления на рынке новая технология ещё очень несовершенна и по большинству параметров уступает устоявшимся, поэтому спрос на неё невелик. Всё меняется, когда инновация находит покупателя, готового мириться с недостатками ради присущих ей новых свойств. Получив такого покупателя, она начинает развиваться и совершенствоваться, растут объёмы производства, и наступает момент, когда она вытесняет преобладавшие ранее продукты или услуги. Иными словами, становится «подрывной».

Именно это сейчас происходит с полиграфией. Новые цифровые технологии неуклонно вытесняют её с рынка, и процесс необратим.

* * *

В середине XV в. книгопечатание само оказалось подрывной инновацией. До этого времени книги размножались исключительно вручную — переписчиками, главным образом монахами средневековых монастырей. Печатное воспроизведение книг делало труд переписчиков ненужным, а ремесло было чрезвычайно распространённым и почётным. Среди монахов началась паника. Некоторые даже начали борьбу против новейшего изобретения.

Помните сцену из «Собора Парижской Богоматери», в которой архидьякон Фролло, указывая одной рукой на печатную книгу, а другой — на здание Собора, провозглашает: «Вот это убьёт то»? Мысль о том, что книгопечатание — а в более широком смысле, свободное распространение знаний — рано или поздно станет представлять угрозу самой вере, религии, была очень популярна в то время.

Немецкий монах Иоганн Тритемий даже написал опус «Похвала переписчикам», в котором выступал в защиту ручного копирования манускриптов. По его мнению, главное преимущество переписывания заключалось в том, что оно оставляло время для размышления и молитвы. Тритемий писал, например: «Печатная книга изготовлена из бумаги, и, подобно бумаге, её ждёт быстрое забвение. Переписчик же, работающий с манускриптом, оставит долгую память о себе самом и о своём тексте».

Историческая ирония заключается в том, что для скорейшего распространения своего труда монах, как ни в чём не бывало, воспользовался печатным станком: его труд был издан в 1494 г. Чтобы отрекламировать старую технологию, он ничтоже сумняшеся использовал новую...

* * *

Пятьсот с лишним лет спустя уже печатная технология выступает в роли «подрываемой», и с этим, увы, ничего не поделаешь.

Новые цифровые технологии — интернет, социальные медиа, электронные книги, безбумажный документооборот — приходят на смену полиграфии. Практически все коммуникационные каналы, которые использовали бумагу как носитель информации, в той или иной степени затронуты цифровой революцией.

Бумажные письма постепенно выходят из употребления (по опросам, почти две трети американцев, например, уверены, что к 2050 г. никто не будет посылать обычных писем), а значит, и прямые почтовые рассылки с рекламными целями используются всё реже.

Газеты и журналы в неравной борьбе с электронными медиа страдают от падения тиражей и рекламных доходов, закрываются или уходят в онлайн.

Печатные книги всё настойчивее вытесняются е-книгами, и вот уже гигант онлайн-ритейла Amazon сообщает, что объём продаж е-книг почти вдвое превысил реализацию печатных книг в твёрдом переплёте.

Отраслевые выставки (для которых раньше производилось так много печатной рекламы) посещаются меньше и меньше. А зачем тратить деньги и время на поездку, если вся информация доступна в интернете?

Почему это происходит? Очень просто: новые технологии объективно дешевле и эффективнее старых. Цифровая информация обновляется мгновенно и поступает к нам почти бесплатно — стоимость доступа в интернет всё время дешевеет. Мы стали неразлучны с мобильными устройствами и можем получить интересующие нас сведения в любом месте и в любое время. Использовать новые цифровые инновации модно и стильно. В сравнении с ними печать выглядит примитивно и «тускло», она устарела. И к тому же «губит деревья» — сегодня этот фактор становится всё более значимым.

Удивительно, что большинство игроков отрасли — это касается и поставщиков печатных услуг, и производителей полиграфического оборудования — по-прежнему не понимают, что процесс необратим. Они упорно ждут новостей о росте объёмов печати и увеличении количества заказов на печатные машины. Полиграфисты всё ещё надеются на рост цен в отрасли, увязывая надежды с сокращением конкуренции среди типографий.

Они не осознают, что сегодня конкурируют не типографии друг с другом. Нет, в настоящий момент полиграфия в целом конкурирует с электронными медиа, и битва неизбежно будет проиграна. Печать не может обеспечить ни оперативности, ни эффективности, ни экономичности, изначально присущих цифровой информации. Это объективный факт, и от него никуда не деться.

* * *

Отрасль пытается сопротивляться. Журналы запускают рекламные кампании, воспевающие преимущества бумажных СМИ перед электронными. Книгоиздатели ведут борьбу с книготорговцами, стараясь заставить их сохранять приоритет бумажных книг над электронными. Судорожно ищутся новые способы, которые помогут снова сделать печать актуальной: транспромо, многоканальные маркетинговые коммуникации, персонализированные издания, печать книг и газет «он-деманд»; дополненная реальность...

Но все эти попытки не меняют главного. Полиграфия уходит в прошлое, и это происходит гораздо быстрее, чем мы можем себе представить. Окончательно это стало ясно весной 2010 г., после необыкновенного успеха iPad. Спрос на устройство, его популярность наглядно показали, что люди — и не только молодое поколение — готовы к переходу на новые технологии, более того, хотят перейти на них как можно скорее.

За этим будущее. Поверьте на слово: уже через несколько лет мы не узнаем нашей отрасли.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 20 сентября 2010 года
 
 

3 комментария добавить свой

  • Павел Чирцов Сентябрь 30, 2010 Comment Link

    Для создания е-книги требуется антипиратские программы, цифровые хранилища, дополнительная юридическая поддержка и программисты — кто-то думает, что нас, потребителей. это заставит заволноваться? Это все лишнее с нашей точки зрения, особенно траты на юристов и антипиратское ПО, сократите на это расходы, снизите себестоимость, заслужите наше уважение и даже любовь... 

     
  • Елена Декабрь 20, 2010 Comment Link

    С интересом прочла статью про электронные книги. Не знаю, на какое место, расставляя предпочтения ставят западные и российские потребители электронных книг, но для меня самое важное — это фактор зрения. За компьютером глаза устают очень и очень. А насколько электронные книги влияют на зрение? Также, если посоветуете, с этой точки зрения, какая модель наиболее оптимальна для покупки? Спасибо. 

     
  • А.Шнайдер Декабрь 20, 2010 Comment Link

    Я читаю с экрана уже более 10 лет. Конечно, сказать, что глаза вообще не устают, не могу. Но не стоит преувеличивать вред для зрения экранов мобильных устройств. В отличие от устаревших электронно-лучевых трубок, ЖК-экраны не мерцают, а основная усталость глаз возникает именно от этого.
    Если заботитесь о глазах, покупайте не iPad (или другой планшет), а е-ридер с экраном на основе е-инк. Таких сейчас очень много, и экраны у них примерно одинаковы. Из ридеров наилучший экран у Amazon Kindle 3 — последней модели Kindle. Но покупать этот ридер рекомендую лишь, если Вас не пугает отсутствие поддержки .fb2. Впрочем, в Сети хватает книг и в формате .mobi (прежде всего, на flibusta.net). 

     
 

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.