Статья

Этим летом по объёму продаж в интернет-магазине Amazon электронные книги превзошли печатные в твёрдом переплёте. Таким образом, е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар.

Следуя примеру Amazon, российский интернет-магазин книг Ozon.ru начинает в октябре продажу собственного е-ридера, с помощью которого можно будет покупать электронные книги с сайта.

* * *

В медийной сфере существует две основные категории носителей. К первой относятся воспринимаемые нами непосредственно, с помощью органов чувств (например, живопись и фотография). Для восприятия второй категории необходимы «посредники», воспроизводящие устройства (аудио- и видеозаписи, телевидение и кино).

И вот, впервые в истории цивилизации смена формы носителя привела к тому, что он перешёл из первой категории во вторую. Я имею в виду, конечно же, книги, а также газеты и журналы. Если раньше мы читали их непосредственно, так сказать, «с листа», то с переходом книг и журналов в электронный формат нам понадобится специальное устройство — е-ридер. (Строго говоря, это уже произошло с аудиокнигами, но тогда специальные воспроизводящие устройства не понадобились, поскольку магнитофоны и плейеры уже существовали.)

Итак, чтобы стать потребителем нового продукта — е-книг — читателю необходимо приобрести некий девайс, который позволит этот продукт воспроизводить.

Что может заставить вас купить е-ридер? Перечислю, как я их вижу, основные причины, побуждающие западного потребителя сделать эту покупку (в порядке убывания важности).

  1. Удобство и мобильность. Е-ридер всегда под рукой, он вмещает в себя сотни книг и незаменим, например, в отпуске (ридеры на основе технологии e-ink позволяют читать при солнечном свете). Доступен гипертекстовый поиск, создание закладок и аннотаций.
  2. Экономичность. Электронные книги дешевле бумажных, порой существенно, и при интенсивном чтении срок окупаемости устройства относительно невелик.
  3. Доступность контента. Не нужно идти в книжный магазин или ждать доставки книги после заказа через интернет. Обращаетесь к онлайн-каталогу, производите несколько несложных операций — и е-книга уже в вашем устройстве. Удобно!
  4. Компактность контента. Становятся не нужны книжные полки, которые занимают столько места в квартире и, как правило, лишь собирают пыль, поскольку мы редко перечитываем старые книги.
  5. Имиджевые преимущества. Читать с е-ридера — круто, современно, прикольно и стильно. С этим не поспоришь.
  6. Экологические факторы. Да-да, для западного потребителя порой очень важно, что ридеры и е-книги берегут деревья. (Утверждения, что на производство устройств и е-книг также тратится немало природных ресурсов, остаются на периферии массового сознания.) Перечисленные причины привели к тому, что число владельцев е-ридеров только в США исчисляется многими миллионами. (Число владельцев ридеров точно неизвестно. Amazon не раскрывает объёмов продаж своих устройств. Wikipedia приводит источники, согласно которым на конец прошлого года было продано более 3 млн девайсов, причем только в последнем квартале года — около 1,5 млн. Экстраполируя показатели на 2010 г. и добавив более 3 млн проданных iPad и некоторое количество ридеров других производителей, можно заключить, что сегодня в США более 10 млн владельцев устройств для чтения е-книг.)

* * *

Теперь попробуем посмотреть, как обстоит ситуация с ридерами в нашей стране. При всей схожести рынков различия весьма существенные. Взять хотя бы тот факт, что в России е-ридеров, наверное, на порядок (если не на два) меньше, чем в Америке.

Я утверждаю, что мотивы, которые движут нашим человеком, решившим купить ридер, располагаются совсем в ином порядке, чем приведённый выше.

Во-первых, экологические факторы для россиян, увы, не имеют никакого значения. Забудем о них.

Далее, доступность контента имеет совершенно другой смысл, чем в США. Об этом скажу ниже. Никаких возможностей для мгновенного скачивания понравившихся е-книг непосредственно на ридер в России нет. Более того — продающиеся в нашей стране устройства, за единственным исключением, не снабжены никакими коммуникационными функциями (ввиду их полной ненадобности).

Имиджевые преимущества и удобство — всё это, несомненно, важно. Но давайте перейдём к главному — экономичности. По моему мнению, именно экономичность вкупе с доступностью контента является определяющим фактором для нашего человека. Правда, экономичность и доступность понимаются у нас своеобразно. Дело в том, что подавляющая часть российских читателей е-книг получают их совершенно бесплатно. Пиратским, так сказать, образом.

Рассмотрим экономику использования е-ридера на Западе и у нас. Сегодня самый популярный ридер Amazon Kindle стоит (в Wi-Fi-версии) 139 долл. Средняя разница в стоимости между печатной книгой массового рынка и е-книгой составляет не менее 5 долл. Получается, что при интенсивности чтения одна книга в неделю ридер окупится примерно за полгода. Это если вы не покупаете книг в твёрдом переплёте (там разница в цене значительно больше) и не читаете классики (она в электронном формате доступна бесплатно).

В России е-ридеры стоят более чем в два раза дороже — 9-12 тысяч руб. (300-400 долл.). Причём эти цены держатся уже два года, и никакого падения не наблюдается. Средняя стоимость книги в российском магазине — 200-300 руб., пусть будет в среднем 7 долл. Получается, что в нашей стране ридер окупается за 10-12 месяцев, если вообще ничего не платить за контент.

Выходит, главным и необходимым условием того, что ридеры будут продолжать покупать, является именно распространённость бесплатных книг. А она, если всё будет так продолжаться, сильнейшим образом бьёт по российским авторам и издателям.

* * *

Что же делает Ozon? Он не придумал ничего лучше, как выпустить на рынок ОЕМ-ридер за те же 300 с лишним долларов и предложить скачивать со своего сайта платные е-книги. В чём экономический смысл такого продукта в наших условиях, совершенно не ясно. Отсюда вывод: сколько-нибудь значимых продаж ozonовский ридер не добьётся.

Сейчас необходимо вывести на рынок простейший, но удобный и функциональный ридер по цене вдвое ниже нынешней. Вот тогда бы у нас начали действовать те же факторы, что и в США, и масштабы рынка стали бы иными.

Но как известно, Россия — не Америка.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 8 октября 2010 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.