Статья

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Скорее всего, это будет цифровая версия уже существующего издания. А может, вы намерены пойти по стопам Мёрдока с Брэнсоном и создать собственное iPad-издание. Как бы то ни было, нужно решить технический вопрос: как это сделать?

Планшетные ПК — рынок молодой, ему нет ещё и года. Поэтому выбор инструментария для создания цифровых изданий пока невелик. Нет худа без добра: по крайней мере, обзор получится не слишком длинный...

Самое простое решение для издателя — выпуск цифровой версии в формате PDF. Никаких дополнительных действий — предлагаете её прямо на сайте или отдаёте для продажи в «цифровой киоск», например, в Zinio, Texterity, RareWire или MagCloud. Всё, что для этого нужно, — подготовить pdf-файл в соответствии с требованиями владельцев «киоска».

Однако PDF — далеко не самое изящное решение. Во-первых, читать многоколонную журнальную или газетную вёрстку неудобно даже на iPad, а уж тем более на 7-дюймовом Galaxy Tab. При этом не используются интерактивные и мультимедийные возможности планшетов. Поэтому гораздо интереснее (хотя и значительно сложнее) разработать оригинальное приложение своего издания.

Что на iPad, что на платформе Android — это интерактивные программы, напоминающие Flash-презентации. Apple и Google выпускают бесплатные наборы инструментов разработчика — Software Development Kit (для iPad комплект называется iOS SDK, для Android-устройств — Android SDK). Однако программировать «с нуля» каждый номер издания невозможно — слишком сложно и долго. Поэтому издатели используют программные пакеты, облегчающие создание цифровых приложений. Сейчас в большинстве изданий используются Digital Publishing Suite (DPS) от Adobe и Digital Magazines Tools (DMT) от WoodWing.

Adobe DPS. Строго говоря, коммерческой версии пакета пока не существует: её выход ожидается весной. Но и предварительная (prerelease) версия успешно применялась при разработке приложений многих известных изданий, например, Wired, The New Yorker и Reader’s Digest. DPS работает и в России: с его помощью выпускаются Men’s Health, «Жара» и CEO (пока вышел единственный номер).


Пакет Adobe Digital Publishing Suite состоит из плагина для InDesign CS5 и двух AIR-компонентов, обеспечивающих добавление в публикацию интерактивных элементов и создание цифровой публикации

В основе Adobe DPS популярная среда выполнения Adobe AIR, поз-воляющая создавать интерактивные веб-приложения с использованием Flash. Для непосредственного создания страниц применяется InDesign CS5. К сожалению для Adobe и для нас с вами, с определённого момента Apple принципиально запрещал использовать Flash на своих мобильных устройствах (ограничение снято в конце 2010 г.), поэтому многие интерактивные возможности последней версии InDesign оказались неприменимы для iPad. Разработчикам из Adobe пришлось придумывать, как обойти это ограничение.


Макеты страниц в двух вариантах расположения создаются в InDesign CS5

Приложения в Adobe DPS создаются поэтапно:

  1. Как и при вёрстке для печати, в InDesign создаются оригинал-макеты индивидуальных страниц издания. Поскольку большинство публикаций для iPad должны поддерживать два режима просмотра (портретный и альбомный), для каждой страницы требуются два макета. Приложения для iPad имеют фиксированное разрешение экрана, поэтому макеты создаются именно в этом размере и «попиксельно».
  2. С помощью Adobe AIR-компонента Interactive Overlay Creator в статические макеты страниц добавляется интерактивность (слайд-шоу, движущиеся элементы, кнопки и т. д.). Файлы, из которых состоят интерактивные элементы (например, изображения в слайд-шоу), сохраняются в заранее определённых папках. Interactive Overlay Creator создаёт файлы-прототипы в формате Adobe Flash (.swf), которые затем добавляются в вёрстку на отведённые места.
  3. После размещения интерактивных элементов файловая структура публикации добавляется в ещё один AIR-компонент — Digital Content Bundler. Он отвечает за формирование структуры издания, порядок следования страниц и добавление метаданных (например, для навигации по содержанию). Выходной файл Digital Content Bundler имеет внутренний формат .issue, для его воспроизведения на iPad надо установить специальное приложение — Digital Viewer.
  4. После просмотра публикации на iPad и утверждения макета файл .issue отправляется на сервер Adobe (с описанием, скриншотами и другой информацией). Сервер создаёт приложение в натуральном формате iOS (.ipa), и оно поступает в App Store для продажи или бесплатного распространения (если, конечно, Apple не откажет в его размещении). Окончательный файл .ipa, помимо самой публикации, содержит компонент для её отображения; пользователю для просмотра не потребуются дополнительные средства.

Предварительный вариант пакета Adobe DPS предоставляет далеко не все возможности, которые, по заверениям разработчиков, будут в коммерческой версии. Тем не менее, разработка Adobe применяется уже сейчас. Несколько компаний-интеграторов предлагают собственные продукты для создания цифровых публикаций, основанные на Adobe DPS, — например, K4 от vjoon и MEI от Managing Editor Inc.


В iPad-версии журнала Cosmopolitan Russia страницы в портретной и альбомной ориентации отличаются не только расположением элементов, но и содержанием

WoodWing DMT. Компания WoodWing давно разрабатывает инструменты и системы создания публикаций в печатном и цифровом виде (самый известный её продукт — комплексная издательская система с клиент-серверной архитектурой WoodWing Enterprise). Кстати, DMT полностью интегрирован с Enterprise.


Публикация в пакете WoodWing Digital Magazine Tools проходит те же этапы, что при разработке приложения в Adobe DPS

В состав DMT входит компонент Content Station, выполняющий те же функции, что и Digital Content Bundler в Adobe DPS. Правда, он помощнее — благодаря интеграции с Enterprise является полноценной системой управления издательским контентом. Первоначальные макеты страниц также выполняются в InDesign. Интерактивные элементы добавляются с помощью специальных плагинов.


Компонент Content Station управляет всеми элементами цифровой публикации

DMT позволяет издателю настраивать окончательное приложение (ридер) под свои нужды. Это касается как внешнего оформления оболочки, так и добавления в неё, например, системы покупки новых номеров издания и закачки их непосредственно в ридер (как это делают большинство изданий). В отличие от Adobe DPS, это законченная и мощная система выпуска цифровой периодики, с помощью которой разработаны версии десятков изданий: журналов Time, Newsweek, Sport Illustrated, Le Point и т. д. Российский издательский дом Sanoma Independent Media при создании iPad-приложений (журнал Cosmopolitan Russia) также применяет этот пакет.

App Studio for Quark Publishing System. О пакете для разработки планшетных изданий недавно объявила и Quark — App Studio, естественно, является частью издательской системы Quark Publishing System. По архитектуре аналогичен DPS и DMT. Параметры издания задаются в модуле Quark Starter iPad App, который разработчик настраивает в соответствии с запросами издателя. Интерактивные элементы добавляются непосредственно в QuarkXPress с помощью специального расширения. Публикация сохраняется в формате issue, а затем преобразуется в итоговый формат приложения для iPad.

Другие. Собственную разработку для создания цифровых изданий представила российская «Терем-Медиа». 505K Digital Publishing Platform — законченная система для производства и вещания цифровых изданий на различных платформах. Вёрстка производится всё в том же InDesign CS5, но специальных плагинов программа не требует: интерактивные и анимационные элементы создаются с помощью инструментов Interactive, встроенных в InDesign. Отличие от других пакетов в том, что на выходе программа создаёт открытый код HTML5/CSS, пригодный для редактирования. Система построена на клиент-серверной архитектуре, её ядро — веб-сервер, позволяющий просматривать и редактировать получающийся продукт на всех этапах производства.


Созданное с помощью 505K iPad-приложение журнала «Гастроном» в этом году заняло первое место в топе скачиваний AppStore

Список средств разработки не ограничивается описанными пакетами. Недавно на рынке появилась система разработки ePublisher от RovingBird. Пока о ней известно немного. По архитектуре похожа на DPS и DMT и тоже использует InDesign для вёрстки страниц.

Цены. Пакеты для разработки цифровых публикаций недёшевы, да это и не удивительно. Цены на Woodwing DMT начинаются с 5000 евро в минимальной конфигурации (один пользователь) плюс несколько сотен евро в месяц придётся платить за право доступа к серверным услугам компании (генерация окончательных файлов и доставка контента в приложения пользователей). Adobe DPS после выхода коммерческой версии будет предлагаться издателям на основе подписной модели. Покупателям придётся платить 699 долл. ежемесячно плюс 17-30 центов за каждый номер (в зависимости от тиража).

Стоимость App Studio for Quark Publishing System составляет 4000 долл., при этом издатель получает лицензию на создание не-ограниченного числа приложений. Также взимается плата за конфигурацию Starter iPad App (495 долл. за каждое приложение) и конвертацию файла QuarkXPress в формат issue (также 495 долл.). Помимо этого, издатель платит лицензионный сбор за публикацию каждого номера издания (от 349 долл., в зависимости от количества номеров).

Газеты. Технологический процесс описанных пакетов как нельзя лучше подходит для ежемесячных журналов. Но как быть издателям ежедневных или еженедельных газет?

В первые же сутки после появления приложения «Гастроном» в AppStore его скачали более 1000 пользователей

Есть иная методика. Приложение газеты представляет собой, по сути, агрегатор новостной ленты, аналогичный Pulse или Flipboard. Только те используют открытые ленты множества сайтов, а газетное основывается на данных из единственного источника, причём закрытого — информационной базы издания. Получив очередную порцию контента, приложение-ридер автоматически «развёрстывает» его в соответствии с заранее созданными шаблонами. Результат значительно уступает приложениям-журналам в оригинальности и интерактивности, но для новостного издания это и не нужно.

Мне не удалось найти информации о готовых пакетах разработки приложений автоматизированной доставки контента — по-видимому, их пока не существует, и каждая газета сама разрабатывает программную часть приложения. Среди заявленных функций коммерческой версии Adobe DPS числится поддержка подобного типа приложений, но в предварительной версии ничего похожего нет.

Приложения для Android-планшетов | В начале февраля WoodWing сообщила о важной новинке. Очередная версия издательской системы Enterprise 7.3 позволяет создавать приложения не только для iPad, но и для других планшетов (например, Samsung Galaxy Tab или RIM Playbook) с разными размерами экрана и соотношением сторон. Плагин Artboard даёт возможность не только менять размеры страницы в зависимости от устройства, но и привязывать объекты к конкретному размеру. Это освобождает издателей от необходимости разрабатывать отдельные приложения для различных планшетных устройств — теперь всё делается в рамках единого процесса.

Корпорация Adobe также объявила о включении в пакет DPS модуля Content Viewer for Android, что позволит издателям создавать приложения одновременно для iPad и планшетных компьютеров на платформе Android. Тем не менее, подавляющее большинство издателей пока концентрируют внимание только на iPad, игнорируя другие планшетные платформы. Помимо относительно малой распространённости планшетов с операционной системой Android (большинство производителей только анонсировали свои устройства, но до продаж дело не доходит), есть и ещё причины, почему разработчики и интеграторы не спешат.


WoodWing Enterprise теперь позволяет создавать приложения для устройств с различным размером экрана

Во-первых, все ждут новой версии Android 3.0 «Honeycomb» — нынешняя 2.2 «Froyo», по признанию руководства Google, не оптимизирована для планшетных компьютеров. Помимо новых, неизвестных пока функций, у будущей системы будут собственные средства разработки — возможно, плохо совместимые с используемыми сегодня.

Во-вторых, подход к вёрстке, предлагаемый Adobe и Woodwing, основывается на единственном разрешении экрана устройства. Страницы, по сути, — растровые изображения фиксированного размера. В Android-планшетах этот принцип не пройдёт — уже анонсированы устройства с различными размером экрана, разрешением и даже соотношением сторон. Придётся придумывать что-то новое, а на это нужно время. Поэтому в ближайшем будущем волны публикаций для Android-планшетов не предвидится.

В заключение. Создание цифровых публикаций для планшетных компьютеров — очень молодая отрасль. Здесь нет пока ни устоявшихся подходов, ни единых правил, ни стандартных решений. Издатели и дизайнеры интуитивно, методом проб и ошибок, нащупывают принципы, на которых будут основаны приложения периодических изданий завтрашнего дня. А чтобы выработать их быстрее, нужно одно — как можно больше газет и журналов для планшетных ПК. Хороших и разных.

Автор выражает благодарность сотрудникам издательского дома Independent Media Sanoma Magazines Михаилу Питерцеву, Дмитрию Фомину и Михаилу Кишкарёву за помощь в создании статьи. Уверен, что в нашей стране немногие понимают принципы создания iPad-публикаций так хорошо, как они.

Фото в начале статьи: 100-365 by F Delventhal.

 
 
 
Рейтинг
(2 голоса)
Последнее изменение: 19 марта 2011 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.