Статья

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Скорее всего, это будет цифровая версия уже существующего издания. А может, вы намерены пойти по стопам Мёрдока с Брэнсоном и создать собственное iPad-издание. Как бы то ни было, нужно решить технический вопрос: как это сделать?

Планшетные ПК — рынок молодой, ему нет ещё и года. Поэтому выбор инструментария для создания цифровых изданий пока невелик. Нет худа без добра: по крайней мере, обзор получится не слишком длинный...

Самое простое решение для издателя — выпуск цифровой версии в формате PDF. Никаких дополнительных действий — предлагаете её прямо на сайте или отдаёте для продажи в «цифровой киоск», например, в Zinio, Texterity, RareWire или MagCloud. Всё, что для этого нужно, — подготовить pdf-файл в соответствии с требованиями владельцев «киоска».

Однако PDF — далеко не самое изящное решение. Во-первых, читать многоколонную журнальную или газетную вёрстку неудобно даже на iPad, а уж тем более на 7-дюймовом Galaxy Tab. При этом не используются интерактивные и мультимедийные возможности планшетов. Поэтому гораздо интереснее (хотя и значительно сложнее) разработать оригинальное приложение своего издания.

Что на iPad, что на платформе Android — это интерактивные программы, напоминающие Flash-презентации. Apple и Google выпускают бесплатные наборы инструментов разработчика — Software Development Kit (для iPad комплект называется iOS SDK, для Android-устройств — Android SDK). Однако программировать «с нуля» каждый номер издания невозможно — слишком сложно и долго. Поэтому издатели используют программные пакеты, облегчающие создание цифровых приложений. Сейчас в большинстве изданий используются Digital Publishing Suite (DPS) от Adobe и Digital Magazines Tools (DMT) от WoodWing.

Adobe DPS. Строго говоря, коммерческой версии пакета пока не существует: её выход ожидается весной. Но и предварительная (prerelease) версия успешно применялась при разработке приложений многих известных изданий, например, Wired, The New Yorker и Reader’s Digest. DPS работает и в России: с его помощью выпускаются Men’s Health, «Жара» и CEO (пока вышел единственный номер).


Пакет Adobe Digital Publishing Suite состоит из плагина для InDesign CS5 и двух AIR-компонентов, обеспечивающих добавление в публикацию интерактивных элементов и создание цифровой публикации

В основе Adobe DPS популярная среда выполнения Adobe AIR, поз-воляющая создавать интерактивные веб-приложения с использованием Flash. Для непосредственного создания страниц применяется InDesign CS5. К сожалению для Adobe и для нас с вами, с определённого момента Apple принципиально запрещал использовать Flash на своих мобильных устройствах (ограничение снято в конце 2010 г.), поэтому многие интерактивные возможности последней версии InDesign оказались неприменимы для iPad. Разработчикам из Adobe пришлось придумывать, как обойти это ограничение.


Макеты страниц в двух вариантах расположения создаются в InDesign CS5

Приложения в Adobe DPS создаются поэтапно:

  1. Как и при вёрстке для печати, в InDesign создаются оригинал-макеты индивидуальных страниц издания. Поскольку большинство публикаций для iPad должны поддерживать два режима просмотра (портретный и альбомный), для каждой страницы требуются два макета. Приложения для iPad имеют фиксированное разрешение экрана, поэтому макеты создаются именно в этом размере и «попиксельно».
  2. С помощью Adobe AIR-компонента Interactive Overlay Creator в статические макеты страниц добавляется интерактивность (слайд-шоу, движущиеся элементы, кнопки и т. д.). Файлы, из которых состоят интерактивные элементы (например, изображения в слайд-шоу), сохраняются в заранее определённых папках. Interactive Overlay Creator создаёт файлы-прототипы в формате Adobe Flash (.swf), которые затем добавляются в вёрстку на отведённые места.
  3. После размещения интерактивных элементов файловая структура публикации добавляется в ещё один AIR-компонент — Digital Content Bundler. Он отвечает за формирование структуры издания, порядок следования страниц и добавление метаданных (например, для навигации по содержанию). Выходной файл Digital Content Bundler имеет внутренний формат .issue, для его воспроизведения на iPad надо установить специальное приложение — Digital Viewer.
  4. После просмотра публикации на iPad и утверждения макета файл .issue отправляется на сервер Adobe (с описанием, скриншотами и другой информацией). Сервер создаёт приложение в натуральном формате iOS (.ipa), и оно поступает в App Store для продажи или бесплатного распространения (если, конечно, Apple не откажет в его размещении). Окончательный файл .ipa, помимо самой публикации, содержит компонент для её отображения; пользователю для просмотра не потребуются дополнительные средства.

Предварительный вариант пакета Adobe DPS предоставляет далеко не все возможности, которые, по заверениям разработчиков, будут в коммерческой версии. Тем не менее, разработка Adobe применяется уже сейчас. Несколько компаний-интеграторов предлагают собственные продукты для создания цифровых публикаций, основанные на Adobe DPS, — например, K4 от vjoon и MEI от Managing Editor Inc.


В iPad-версии журнала Cosmopolitan Russia страницы в портретной и альбомной ориентации отличаются не только расположением элементов, но и содержанием

WoodWing DMT. Компания WoodWing давно разрабатывает инструменты и системы создания публикаций в печатном и цифровом виде (самый известный её продукт — комплексная издательская система с клиент-серверной архитектурой WoodWing Enterprise). Кстати, DMT полностью интегрирован с Enterprise.


Публикация в пакете WoodWing Digital Magazine Tools проходит те же этапы, что при разработке приложения в Adobe DPS

В состав DMT входит компонент Content Station, выполняющий те же функции, что и Digital Content Bundler в Adobe DPS. Правда, он помощнее — благодаря интеграции с Enterprise является полноценной системой управления издательским контентом. Первоначальные макеты страниц также выполняются в InDesign. Интерактивные элементы добавляются с помощью специальных плагинов.


Компонент Content Station управляет всеми элементами цифровой публикации

DMT позволяет издателю настраивать окончательное приложение (ридер) под свои нужды. Это касается как внешнего оформления оболочки, так и добавления в неё, например, системы покупки новых номеров издания и закачки их непосредственно в ридер (как это делают большинство изданий). В отличие от Adobe DPS, это законченная и мощная система выпуска цифровой периодики, с помощью которой разработаны версии десятков изданий: журналов Time, Newsweek, Sport Illustrated, Le Point и т. д. Российский издательский дом Sanoma Independent Media при создании iPad-приложений (журнал Cosmopolitan Russia) также применяет этот пакет.

App Studio for Quark Publishing System. О пакете для разработки планшетных изданий недавно объявила и Quark — App Studio, естественно, является частью издательской системы Quark Publishing System. По архитектуре аналогичен DPS и DMT. Параметры издания задаются в модуле Quark Starter iPad App, который разработчик настраивает в соответствии с запросами издателя. Интерактивные элементы добавляются непосредственно в QuarkXPress с помощью специального расширения. Публикация сохраняется в формате issue, а затем преобразуется в итоговый формат приложения для iPad.

Другие. Собственную разработку для создания цифровых изданий представила российская «Терем-Медиа». 505K Digital Publishing Platform — законченная система для производства и вещания цифровых изданий на различных платформах. Вёрстка производится всё в том же InDesign CS5, но специальных плагинов программа не требует: интерактивные и анимационные элементы создаются с помощью инструментов Interactive, встроенных в InDesign. Отличие от других пакетов в том, что на выходе программа создаёт открытый код HTML5/CSS, пригодный для редактирования. Система построена на клиент-серверной архитектуре, её ядро — веб-сервер, позволяющий просматривать и редактировать получающийся продукт на всех этапах производства.


Созданное с помощью 505K iPad-приложение журнала «Гастроном» в этом году заняло первое место в топе скачиваний AppStore

Список средств разработки не ограничивается описанными пакетами. Недавно на рынке появилась система разработки ePublisher от RovingBird. Пока о ней известно немного. По архитектуре похожа на DPS и DMT и тоже использует InDesign для вёрстки страниц.

Цены. Пакеты для разработки цифровых публикаций недёшевы, да это и не удивительно. Цены на Woodwing DMT начинаются с 5000 евро в минимальной конфигурации (один пользователь) плюс несколько сотен евро в месяц придётся платить за право доступа к серверным услугам компании (генерация окончательных файлов и доставка контента в приложения пользователей). Adobe DPS после выхода коммерческой версии будет предлагаться издателям на основе подписной модели. Покупателям придётся платить 699 долл. ежемесячно плюс 17-30 центов за каждый номер (в зависимости от тиража).

Стоимость App Studio for Quark Publishing System составляет 4000 долл., при этом издатель получает лицензию на создание не-ограниченного числа приложений. Также взимается плата за конфигурацию Starter iPad App (495 долл. за каждое приложение) и конвертацию файла QuarkXPress в формат issue (также 495 долл.). Помимо этого, издатель платит лицензионный сбор за публикацию каждого номера издания (от 349 долл., в зависимости от количества номеров).

Газеты. Технологический процесс описанных пакетов как нельзя лучше подходит для ежемесячных журналов. Но как быть издателям ежедневных или еженедельных газет?

В первые же сутки после появления приложения «Гастроном» в AppStore его скачали более 1000 пользователей

Есть иная методика. Приложение газеты представляет собой, по сути, агрегатор новостной ленты, аналогичный Pulse или Flipboard. Только те используют открытые ленты множества сайтов, а газетное основывается на данных из единственного источника, причём закрытого — информационной базы издания. Получив очередную порцию контента, приложение-ридер автоматически «развёрстывает» его в соответствии с заранее созданными шаблонами. Результат значительно уступает приложениям-журналам в оригинальности и интерактивности, но для новостного издания это и не нужно.

Мне не удалось найти информации о готовых пакетах разработки приложений автоматизированной доставки контента — по-видимому, их пока не существует, и каждая газета сама разрабатывает программную часть приложения. Среди заявленных функций коммерческой версии Adobe DPS числится поддержка подобного типа приложений, но в предварительной версии ничего похожего нет.

Приложения для Android-планшетов | В начале февраля WoodWing сообщила о важной новинке. Очередная версия издательской системы Enterprise 7.3 позволяет создавать приложения не только для iPad, но и для других планшетов (например, Samsung Galaxy Tab или RIM Playbook) с разными размерами экрана и соотношением сторон. Плагин Artboard даёт возможность не только менять размеры страницы в зависимости от устройства, но и привязывать объекты к конкретному размеру. Это освобождает издателей от необходимости разрабатывать отдельные приложения для различных планшетных устройств — теперь всё делается в рамках единого процесса.

Корпорация Adobe также объявила о включении в пакет DPS модуля Content Viewer for Android, что позволит издателям создавать приложения одновременно для iPad и планшетных компьютеров на платформе Android. Тем не менее, подавляющее большинство издателей пока концентрируют внимание только на iPad, игнорируя другие планшетные платформы. Помимо относительно малой распространённости планшетов с операционной системой Android (большинство производителей только анонсировали свои устройства, но до продаж дело не доходит), есть и ещё причины, почему разработчики и интеграторы не спешат.


WoodWing Enterprise теперь позволяет создавать приложения для устройств с различным размером экрана

Во-первых, все ждут новой версии Android 3.0 «Honeycomb» — нынешняя 2.2 «Froyo», по признанию руководства Google, не оптимизирована для планшетных компьютеров. Помимо новых, неизвестных пока функций, у будущей системы будут собственные средства разработки — возможно, плохо совместимые с используемыми сегодня.

Во-вторых, подход к вёрстке, предлагаемый Adobe и Woodwing, основывается на единственном разрешении экрана устройства. Страницы, по сути, — растровые изображения фиксированного размера. В Android-планшетах этот принцип не пройдёт — уже анонсированы устройства с различными размером экрана, разрешением и даже соотношением сторон. Придётся придумывать что-то новое, а на это нужно время. Поэтому в ближайшем будущем волны публикаций для Android-планшетов не предвидится.

В заключение. Создание цифровых публикаций для планшетных компьютеров — очень молодая отрасль. Здесь нет пока ни устоявшихся подходов, ни единых правил, ни стандартных решений. Издатели и дизайнеры интуитивно, методом проб и ошибок, нащупывают принципы, на которых будут основаны приложения периодических изданий завтрашнего дня. А чтобы выработать их быстрее, нужно одно — как можно больше газет и журналов для планшетных ПК. Хороших и разных.

Автор выражает благодарность сотрудникам издательского дома Independent Media Sanoma Magazines Михаилу Питерцеву, Дмитрию Фомину и Михаилу Кишкарёву за помощь в создании статьи. Уверен, что в нашей стране немногие понимают принципы создания iPad-публикаций так хорошо, как они.

Фото в начале статьи: 100-365 by F Delventhal.

 
 
 
Рейтинг
(2 голоса)
Последнее изменение: 19 марта 2011 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Подрывные инновации

Без рубрики

Новые цифровые технологии неуклонно вытесняют печать с медийного рынка, и этот процесс, к сожалению, необратим.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Статья

You’re in the army now

Без рубрики

«Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять», — сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина. Если подумать, в ней скрыто объяснение множества проблем отечественных типографий.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

Все работы, все профессии и все должности хороши, важны и уважаемы. Но если вы новичок с полиграфическим образованием и минимальным опытом работы (или без него), для вас лучшая работа — менеджер по продажам. На этот счёт у меня нет никаких сомнений. Читайте дальше — и узнаете, почему.

Статья

Конфликты в «серой зоне»

Без рубрики

В настоящей статье я хочу порассуждать о конфликтах, вызванных претензиями клиента к качеству выполнения печатной продукции, и о том, как в подобной ситуации действовать типографии. К сожалению, как бы мы ни стремились стандартизировать печатную продукцию и нормировать подходы к оценке ее качества, большинство проблем в полиграфии остается в так называемой серой зоне.

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.