Статья

Еще несколько лет назад дизайн и верстка были стандартной частью джентльменского набора услуг, предоставляемых любой типографией. Достаточно вспомнить выражение «от дизайна до тиража», которое можно было прочесть, наверное, в каждой полиграфической рекламе.

Сейчас ситуация кардинально изменилась. Наличие дизайнерского отдела (или, по крайней мере, дизайнера в штате) остается обязательной чертой лишь небольших типографий — салонов оперативной печати. (Кстати, дизайн этот весьма невысокого уровня). А вот типографии покрупнее зачастую предпочитают обходиться без дизайна, ограничиваясь исключительно допечатной подготовкой готовых оригинал-макетов.

Дело в том, что сегодня серьезные клиенты всё реже обращаются в типографию за дизайном.

Прежде всего, это относится к книжно-журнальной продукции, когда создание макета является плодом работы большого коллектива и явно выходит за рамки возможностей препресс-отдела типографии.

Но и в проектах меньшего масштаба, например, при производстве рекламы, заказчики предпочитают выполнять дизайн и верстку силами штатных дизайнеров или обращаются в специализированные дизайн-бюро.

И если вдуматься, это вполне логично. Ведь креативный дизайн — это не только полет фантазии, но и серьезный технологический процесс, требующий соответствующей организационной структуры: от менеджера проектов до арт-директора и собственно дизайнера. Создавать такую структуру в типографии сложно, да и накладно. Вот и получается, что каждый должен заниматься своим делом: дизайн-бюро — творить, типография — печатать.

Так-то оно так, но все эти умозрительные построения сразу перестают иметь значение, как только в типографию приходит крупный клиент, которому — как назло! — нужно именно всё под ключ, «от дизайна до тиража». Или даже не приходит, а просто типография размышляет: вот что будет, если возьмет да и придет?

Два пути к счастью

Естественно, здесь есть два варианта. (Вариант третий — просто отказаться от заказа или предложить сделать макет в другом месте — мы рассматривать не будем).

Вариант первый: всё же иметь в штате дизайнера (а может быть, и не одного) и мириться с накладными расходами в ожидании вышеописанного Клиента, в глазах которого типография, способная разрабатывать макеты имеет явное конкурентное преимущество перед типографиями, этой способностью не обладающими.

Вариант второй: упразднить дизайнеров-бездельников, а если же вдруг, паче чаяния, возникнет нужда в дизайне, заняться аутсорсингом — иначе говоря, обратиться к сторонним подрядчикам.

Рассмотрим плюсы и минусы обоих вариантов.

Естественно, вариант № 1 куда надежнее: вот он, штатный дизайнер, всегда на виду, всегда под присмотром. Опять же, сделать оригинал-макет своими силами куда солиднее, чем посылать заказчика «на сторону». Главный же минус этого пути — значительные и зачастую неоправданные накладные расходы.

О варианте № 2 сто́ит поговорить поподробнее.

В качестве сторонних подрядчиков в такой ситуации выступают, как правило, фрилансеры — частные дизайнеры, работающие на условиях подряда. Преимущества очевидны. Во-первых, гибкость: в каждом конкретном случае типография имеет возможность решать, кого нанять. Во-вторых, экономичность: не нужно платить постоянную зарплату, кроме того — и это немаловажно — фрилансер работает на своей территории и на своем оборудовании.

Но наряду с преимуществами, у этого подхода есть целый ряд недостатков.

Самый главный — это чрезвычайная ненадежность. Ведь кто такой фрилансер? Как правило, это дизайнер, который где-то работает на постоянной основе, и время от времени подрабатывает сторонними заказами. (Зарабатывать на жизнь одним фрилансом для большинства из них — мечта, увы, недостижимая). А это означает, что временной ресурс фрилансера невелик — вечера, переходящие в ночи, да выходные дни — и состоит он из часов, которые обычно посвящают семье, отдыху и личным хобби. Стоит случиться чему-то непредвиденному дома или на работе — и фрилансер может быть начисто выбит из обычного ритма. Вот и получается, что отдавая заказ на сторону, типография всякий раз должна опасаться, что он будет сорван или, того хуже, не выполнен вообще. Ведь даже вполне надежный и обязательный фрилансер может быть в самый ответственный момент загружен другим заказчиком.

Снижать риски можно, сотрудничая сразу с несколькими субподрядчиками. Но и этот способ не решает проблемы, и прежде всего, потому, что таким образом типография уменьшает объем и частоту заказов для каждого из фрилансеров. Мотивация, заинтересованность в сотрудничестве с таким клиентом у них падает, а без этого в таком деле может вообще ничего не получиться.

Альтернативой работе с фрилансерами может быть сотрудничество с дизайн-бюро. Это чуть более надежный и значительно более дорогой вариант. При ближайшем рассмотрении большинство дизайн-бюро представляют собой небольшую группу фрилансеров (или, что еще хуже, диспетчерский узел, привлекающий фрилансеров и живущий на марже), так что минусы здесь те же самые.

Как быть?

Выбирая из двух вышеназванных вариантов, необходимо учитывать многие обстоятельства.

Например, может сложиться так, что один из ключевых заказчиков типографии привык и разработку оригинал-макетов заказывать у нее. Тут уж ничего не поделаешь — выгодно это или нет, а без дизайнера такой типографии не обойтись.

Остальным я бы посоветовал следующее: тщательно подсчитать все накладные расходы на содержание дизайнера (или, например, отдела верстки). Методику подсчета я рассматривать не буду за неимением места. Затем оценить совокупный объем имеющихся заказов на дизайн и верстку и их стоимость по действующим расценкам типографии. Умножить эту стоимость на коэффициент роста, соответствующий ожидаемому общему росту объема заказов типографии на достаточно длительный период (например, год). И если полученная стоимость будущих заказов на дизайн и верстку окажется хотя бы на треть больше накладных расходов — нанимать (или оставлять) штатного дизайнера. Если же нет — упразднить отдел и налаживать сотрудничество с фрилансерами. Или вообще отказаться от таких заказов.

По моему опыту, большинство средних и более крупных типографий сегодня всё чаще и чаще выбирают второй вариант.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 2 марта 2007 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Кто за все в ответе?

Без рубрики

Как нужно вести себя в спорных ситуациях? Где кончается ответственность Печатника и начинается ответственность Клиента? Как подстраховаться на случай проблем?

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Технологизация и Дивергенция

Без рубрики

Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.

Статья

Восторг расставания с летом

Без рубрики

Лето, наконец, закончилось. Слава Богу. Индустрия пробуждается, клиент выходит из спячки, телефоны начинают звонить, заказчики — заказывать, печатные машины — печатать. Каждую весну коллеги-полиграфисты повторяют как заклинание: в этом-то году летнего спада быть не должно, в этом году лето будет «горячим». И каждый раз ошибаются.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

Статья

Типографии срочно требуется

Без рубрики

В полиграфической отрасли, как и в любой другой, квалифицированных кадров всегда было гораздо меньше, чем нужно. Ощущается явная нехватка опытных печатников. Мало знающих технологов. А уж умелых менеджеров по работе с клиентами, или, как я их назвал в прошлый раз, МРАКов, почти совсем нет. Но наиболее остро на нашем рынке стоит вопрос о профессионалах еще одной области.

Статья

Горячий сезон и его итоги

Без рубрики

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии. «Большая» полиграфия живет по иным законам, и это не моя компетенция.

В новейшем фильме Спилберга «Поймай меня, если сможешь» Леонардо Ди Каприо в роли юного мошенника печатает фальшивые чеки на четырехкрасочном «Гейдельберге» в пустом цеху типографии, к дверям которой подходит выследивший его агент ФБР (Том Хэнкс)… Поговорим о полиграфических правонарушениях.

Первую часть статьи я закончил обещанием, что в следующий раз речь пойдет о групповых правонарушениях. Но сперва еще об одном индивидуальном правонарушении, самом распространенном — о действиях исполнителей, направленных на сокрытие своих проступков. К примеру, печатник прячет бракованную продукцию среди нормального тиража. Или просто выбрасывает брак, берет новую бумагу и перепечатывает заказ, никому ничего не говоря.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.