В начале 2009 года, в самый разгар кризиса, когда объемы заказов упали вдвое и более, а среднесрочные перспективы не обещали ничего утешительного, я понял, что для типографии единственный способ выжить — это стать собственным внутренним заказчиком, замещая выбывших внешних. Иными словами, возникла необходимость срочно придумать какой-либо (не связанный напрямую с полиграфией) проект, который должен был отвечать двум условиям: а) он давал бы типографии постоянный и значительный объем загрузки; б) его валовый доход позволял бы оплачивать работу типографии и расходы на его собственную поддержку, пусть с нулевой прибылью.
Было более или менее понятно, что искать счастья нужно было в области издательских идей. Но каким? Создавать целую издательскую структуру ради того лишь, чтобы крутились валы печатных машин, — это было уже чересчур. Проект был обязан оставаться «легким», это позволило бы избежать существенных начальных затрат (на которые не было средств) и быстро выйти в точку безубыточности.
Так родился еженедельник BlogOFF.
Идея была простой: создать печатный агрегатор пользовательского онлайн-контента. Собирать всё самое интересное в блогах и социальных сетях, публиковать это в виде easy-reading-издания и распространять бесплатно по крупнейшим сетям кофеен Москвы. Использование материалов блогов обеспечивало минимизацию расходов на контент; при издание получалось вполне читабельным.
Мы сделали всё, чтобы обеспечить максимальную эффективность производства издания именно на мощностях Типографии Арес. Тщательно были выбраны формат, количество полос, даже тираж и график печати.
Еженедельник печатался на шероховатой, немелованной бумаге, что обеспечивало тактильный комфорт и создавало ощущение модной «экологичности».
"Концепция издания, его название, рубрикация, контентная политика были придуманы мной. Я также активно участвовал в создании мастер-макета.
Интересно, что не только тексты, но и весь изобразительный материал был строго пользовательским, причем весь без исключения — доступным по лицензии Creative Commons. Даже имиджи на обложках.
И всё же проект не выжил. В феврале закончились первичные инвестиции, до выхода на безубыточность было далеко, и издание пришлось закрыть.
Почему у нас не получилось? Ошибочной оказалась ставка на рекламу как единственный источник дохода. В то тяжелое время рекламодателям не было нужно новое издание, тем более, созданное не крупным издательским домом, а всего лишь типографией. Мы остро чувствовали недоверие и к способу распространения (красиво именуемому у профессионалов controlled distribution): бесплатная раздача в глазах многих означала неизбежные махинации с завышением тиража (хотя тут мы были чисты и полностью распространяли заявленный тираж). Расчет на низкую стоимость рекламы (при минимуме затрат на редакцию) также не оправдался — в 2009 году даже самые крупные и известные издания демпинговали по-страшному, а у нас такой возможности не было.
И тем не менее читателям издание нравилось, и долго еще после закрытия еженедельника к нам обращались люди с неизменным вопросом: почему мы перестали находить BlogOFF на привычном месте, на стойке у входа в кафе?