Статья

Один из читательских откликов на мои статьи касался создания полиграфической фирмы (что называется, с нуля). Речь шла о дизайн-студии, а не о типографии, но я поразмышляю о том и другом (ответ-то готов давно, годами вырабатывался). Написала мне письмо уважаемая Юлия, правда, не указала, из какого она города. Ясно, что не из Москвы. Хорошее письмо, мне очень понравилось.

Уважаемый Александр! Давно читаю Publish и очень его люблю. Ваши статьи тоже всегда прочитываю с удовольствием. Интересно всё, о чем Вы пишете.

И поэтому я решила спросить: а возможно ли в наше время организовать свой бизнес в полиграфии с нуля? Я художник-дизайнер, профессионал, специализации: дизайн, вёрстка, Flash-анимация. 8 лет проработав в типографиях, решила организовать собственный бизнес (дизайн-студию).

В городе десятки таких же студий, типографий и всего прочего, уже раскрученных. Мы сюда переехали временно, и здесь у меня совершенно нет клиентов, наработанных в прежнем городе годами.

Новая типография

Что тут сказать? Моё мнение — полиграфическое производство сегодня организовывать с нуля бессмысленно. Это однозначно подтверждается тем, что в Москве за последние годы не появилось ни одного сколько-нибудь звучного полиграфического имени. И это при огромных, немыслимых, сумасшедших деньгах, которые здесь сосредоточены! Есть о чём подумать…

Причина понятна: рынок печати практически поделён, резкого его расширения ждать не приходится (хотя некоторые на этом настаивают), а имеющий место рост совпадает и вполне обеспечивается стандартным увеличением мощностей существующих типографий. Согласно известному эмпирическому правилу, нормально функционирующая типография наращивает мощности каждые 2-3 года; совокупный прирост по объёму производства — в среднем, 3-7% в год. А в Москве уже лет семь предложение превышает спрос.

Подчеркну: я говорю о рынке средней полиграфии, в нюансах большой (журнальной) и упаковочной не силён, хотя, по косвенным признакам, там ситуация сходная.

Инвестор, рискующий сегодня с нуля создавать типографию и готовый потратить не менее 2 млн евро (иначе вообще незачем огород городить), должен быть готов к тому, что вложения окупятся не ранее чем через 5-7 лет (как минимум). А можно и вообще заказов не найти, если он окажется не нужен рынку. А значит, придётся зубами выгрызать заказы у конкурентов, которые на рынке уже давно и наработали какую-никакую известность и опыт. А это ой как нелегко…

Сказанное не означает, что начинать с нуля бессмысленно всегда и везде. Есть очевидные исключения.

Во-первых, «нишевые» типографии, обеспечивающие узкоспециализированный сектор рынка. Часто они появляются одновременно с возникновением самого сектора и этим покрывают спрос. Например, лотерейные билеты с голографией или бумажные стаканы для пива (фантазирую экспромтом).

Во-вторых, на периферии положение совсем иное. Там, где нужда в качественной полиграфии далеко не закрыта, создавать типографии современного уровня можно и нужно. Что, собственно, и происходит.

Новое дизайн-бюро

Теперь переходим к вопросу из письма. Фактически, Юлия, то, чем вы хотите заниматься, называется фриланс. Фриланс-художник отличается от дизайн-студии двумя вещами. Будучи индивидуалом, он естественным образом не может обладать полной универсальностью, в отличие от дизайн-студии, штатно или через аутсорсинг оказывающей услуги широкого профиля. И он не может предложить клиенту индустриального подхода к проекту через отлаженную структуру исполнителей (менеджер проекта, арт-директор, художник и т. д.).

Большое подспорье фрилансеру — известное имя, на которое пойдут заказчики. Плюс — дешевизна, ведь накладных расходов значительно меньше.

По моему опыту, подавляющее большинство фриланс-проектов либо проваливаются, либо находятся перманентно в спящем состоянии: дизайнер имеет постоянную работу на полный день, но может и подработать, если клиент появится. Причина одна — серьёзных клиентов, как правило, мало, даже у весьма продвинутых дизайнеров.

Дизайн-студия — это, прежде всего, не дизайн, а продуманная и отлаженная системная методика ведения проекта. Дизайн создать несложно, сам по себе он, увы, недорого стоит. А вот освоение сложного проекта в штатном режиме с точным соблюдением сроков и чёткой отработкой любых, самых нестандартных операций во взаимодействии с самым неудобным или странным клиентом — задачка хоть куда.

Если решили создать дизайн-студию, есть два пути.

Путь № 1: презентовать себя. Создать грамотный и продуманный сайт и раскрутить его, светиться в форумах, напечатать богатое портфолио и всем его показывать, предлагать то, чего не умеют другие, сделать пару-тройку серьёзных проектов бесплатно и везде их демонстрировать, получить награды за дизайн… Это сложно, дорого и без гарантии на успех. Примерно этим Юлия занимается сейчас и, судя по письму, без особого результата.

Путь № 2: прилепиться. Предложить себя приличной типографии в качестве внешней дизайн-студии. Это осуществить легче. Типографии, как правило, штатным дизайном не блещут именно по причине отсутствия системной методики ведения проекта. Вы можете заполнить лакуну, получив более-менее постоянный поток заказов. Расплачиваться же типография может либо частью денег, полученной от клиента, либо (в дальнейшем) скидками на печать для ваших заказчиков.

Мой совет — подумайте о втором варианте. Только перед тем, как приступить к нему, хорошенько поймите, что вам нужно от типографии. А главное — что вы можете ей предложить. Это важно. При отсутствии конкретики всё, как правило, заканчивается ничем. Не жадничайте, сделайте несколько работ бесплатно, покажите, что с вами приятно сотрудничать.

Надеюсь, у вас всё получится.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 10 марта 2006 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Подрывные инновации

Без рубрики

Новые цифровые технологии неуклонно вытесняют печать с медийного рынка, и этот процесс, к сожалению, необратим.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Статья

You’re in the army now

Без рубрики

«Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять», — сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина. Если подумать, в ней скрыто объяснение множества проблем отечественных типографий.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

Все работы, все профессии и все должности хороши, важны и уважаемы. Но если вы новичок с полиграфическим образованием и минимальным опытом работы (или без него), для вас лучшая работа — менеджер по продажам. На этот счёт у меня нет никаких сомнений. Читайте дальше — и узнаете, почему.

Статья

Конфликты в «серой зоне»

Без рубрики

В настоящей статье я хочу порассуждать о конфликтах, вызванных претензиями клиента к качеству выполнения печатной продукции, и о том, как в подобной ситуации действовать типографии. К сожалению, как бы мы ни стремились стандартизировать печатную продукцию и нормировать подходы к оценке ее качества, большинство проблем в полиграфии остается в так называемой серой зоне.

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.