Статья

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три типографии: А, В и С. Все они, помимо всякого прочего, изготавливали на заказ предновогодние календари. И каждое лето, обычно где-нибудь в конце июля — начале августа, начинали они задумываться о ценах на календарную продукцию.

Происходило это так. Каждая типография, втайне лелея сумасшедшую надежду, что уж в этом году цены хоть немного да вырастут, производила так называемое «маркетинговое исследование»: звонила в две другие типографии и, представляясь потенциальным заказчиком, выясняла цены.

А поскольку все они делали одно и то же, выходило, что цены в этом году опять не подрастут.

«Ах они, мерзавцы! — думала о конкурентах типография А. — Небось набрали орков-гастарбайтеров, платят копейки, вот и не поднимают цены».

«Какие же подлецы, всё-таки! — кипела гневом типография В. — Наверно, переехали в ближнее Средиземье, аренда снизилась, вот и не поднимают цены».

«Ну как так можно! — обижалась типография С. — Не иначе, докупили оборудования, решили демпинговать, чтобы загрузиться, вот и не поднимают цены».

На самом же деле, никто из них никуда особо не переезжал, оборудования почти не докупал, да и платить копейки за работу не очень получалось даже оркам-гастарбайтерам. Просто — боялись повышать цены. А между тем расходы у типографий росли, как на дрожжах. Вот и выходило, что с каждым годом все три типографии работали всё больше и больше, а зарабатывали всё меньше и меньше.

А ещё были типографии D и E, которые решили не только цены не повышать, а даже снизить: D — потому что опрометчиво понадеялась с помощью демпинга набрать заказов на календари еще в августе-сентябре (да только ничего путного из этой затеи не вышло), а Е — просто потому, что верила, будто найти заказы можно только с помощью низких цен.

В результате все типографии напечатали очень много календарей, а заработали до смешного мало, так что еле-еле хватило упадочный январь пережить.

Вот такой у них хреновый Новый год в очередной раз получился, как в анекдоте.

Ну и как вам сказочка?

Не спрашивай, по ком звонит колокол

Вы тоже до сих пор определяете цены путём «маркетингового обзвона»? Тоже надеетесь привлечь низкими ценами сентябрьских предусмотрительных клиентов? Тоже боитесь, что клиенты «не поймут» повышения цен?

Бросьте, это просто смешно. Давайте порассуждаем.

Средняя зарплата на московских полиграфических предприятиях выросла по сравнению с летом прошлого года на немыслимые 35% (данные УФНС по г.Москве). Пусть цифры роста явно завышены, но в самом росте сомневаться не приходится. Фонд заработной платы типографии среднего размера составляет не менее 20–30% от выручки, а то и больше. Вот вам уже десятипроцентный рост себестоимости продукции за год.

Стоимость бумаги только в августе этого года выросла на 10–15%, рост же цен на расходные материалы в целом за год ещё выше. Доля стоимости расходных в выручке типографии 30–50% — вот вам ещё 5–7%  роста себестоимости.

А налоговое бремя? А повышение аренды? А логистические расходы? И в такой ситуации вы не видите возможности поднять цены?

А как вы собираетесь зарабатывать?

Пора отбросить сомнения, перестать тешить себя иллюзиями и довольствоваться бесплодными обоснования типа «рынок не позволяет нам повышать цены». На самом деле, как видно из вышеизложенного, рынок не позволяет вам удерживать их на прежнем уровне .

Подсчитали — прослезились

Рынок корпоративной календарной продукции на заказ характеризуется трёмя особенностями.

Во-первых, он достаточно разрознен в силу неоднородности продукции. У каждой типографии своё календарное предложение: пусть не кардинально, но отличающееся от других форматом, цветностью, материалом или видом курсора.

Во-вторых, он территориально изолирован. Средний московский заказчик вряд ли поедет в Пензу или Самару, чтобы сэкономить на календарях; тем более, не станет размещать заказ на Украине или в Эстонии. Это вам не книги и журналы печатать.

И в-третьих, он сильно ограничен во времени. Как ни старайся, обеспечить хороший приток заказов раньше конца октября — начала ноября нереально (повторюсь, я говорю исключительно о календарях на заказ , не на продажу). Полноценный спрос длится два, от силы два с половиной месяца. С другой стороны, в разгар сезона (конец ноября и весь декабрь) спрос обычно превышает предложение.

В таких условиях, при определении ценовой политики типографии на первое место должен выйти не анализ предложений конкурентов, а правильная оценка себестоимости производства.

Для начала нужно точно просчитать временные и трудозатраты на производство календарей. При это следует учесть: партии, которыми они будут изготавливаться; выработку при работе оборудования и на ручных операциях с учётом переналадки; временной диапазон, в течение которого эти показатели должны достигаться; расходы на привлечение дополнительных ресурсов вроде надомников и сдельщиков.

Далее, необходимо правильно оценить себестоимость расходных материалов . Одна из распространённых ошибок, допускаемых типографиями — рассчитывать на самые дешёвые материалы и поставщиков. В разгар сезона эти материалы обычно заканчиваются и приходится покупать более дорогие, в то время как в цене эти изменения не отражены. Опять же, в сезон надёжность и бесперебойность поставок расходных, как правило, оказываются важнее, чем самая низкая цена.

И, наконец, следует определить, сколько, собственно, вы собираетесь на этом заработать . По моему убеждению, норма прибыли на календарях никак не может быть ниже, чем на другой продукции, изготавливаемой типографией. Это попросту ничем не оправдано. Утверждение о том, что норму прибыли можно снизить, печатая полуфабрикаты для календарей в межсезонье, когда типография простаивает, не выдерживает критики: узким местом в производстве календарей для любой приличной типографии является отнюдь не печать, а послепечатные операции. А эта часть производства и персонала, как правило, хорошо загружена в любое время, так что сильно выиграть не удастся. Нельзя забывать и о том, что существенная и достаточно дорогостоящая доля оборудования, которое используется при тиражном производстве календарей (биндеры и перфораторы) окупают себя только в осенне-зимний период, а в остальное время простаивает.

Кстати говоря: абсолютно верной, на мой взгляд, является практика поэтапного повышения стоимости календарей по мере продвижения к пику предновогоднего сезона.

 

Рост цен не просто оправдан объективной ситуацией. Он неизбежен. Иначе костлявая рука голода схватит вас за горло в самое ближайшее время. Если это уже не произошло.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 7 сентября 2007 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Кто за все в ответе?

Без рубрики

Как нужно вести себя в спорных ситуациях? Где кончается ответственность Печатника и начинается ответственность Клиента? Как подстраховаться на случай проблем?

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Технологизация и Дивергенция

Без рубрики

Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.

Статья

Восторг расставания с летом

Без рубрики

Лето, наконец, закончилось. Слава Богу. Индустрия пробуждается, клиент выходит из спячки, телефоны начинают звонить, заказчики — заказывать, печатные машины — печатать. Каждую весну коллеги-полиграфисты повторяют как заклинание: в этом-то году летнего спада быть не должно, в этом году лето будет «горячим». И каждый раз ошибаются.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

Статья

Типографии срочно требуется

Без рубрики

В полиграфической отрасли, как и в любой другой, квалифицированных кадров всегда было гораздо меньше, чем нужно. Ощущается явная нехватка опытных печатников. Мало знающих технологов. А уж умелых менеджеров по работе с клиентами, или, как я их назвал в прошлый раз, МРАКов, почти совсем нет. Но наиболее остро на нашем рынке стоит вопрос о профессионалах еще одной области.

Статья

Горячий сезон и его итоги

Без рубрики

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии. «Большая» полиграфия живет по иным законам, и это не моя компетенция.

В новейшем фильме Спилберга «Поймай меня, если сможешь» Леонардо Ди Каприо в роли юного мошенника печатает фальшивые чеки на четырехкрасочном «Гейдельберге» в пустом цеху типографии, к дверям которой подходит выследивший его агент ФБР (Том Хэнкс)… Поговорим о полиграфических правонарушениях.

Первую часть статьи я закончил обещанием, что в следующий раз речь пойдет о групповых правонарушениях. Но сперва еще об одном индивидуальном правонарушении, самом распространенном — о действиях исполнителей, направленных на сокрытие своих проступков. К примеру, печатник прячет бракованную продукцию среди нормального тиража. Или просто выбрасывает брак, берет новую бумагу и перепечатывает заказ, никому ничего не говоря.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.