Статья

В свежем номере журнала «Сноб» опубликована статья Маши Гессен «Грубый расчёт». В ней рассказывается о происхождении нынешнего финансового кризиса. Об американской ипотечной системе, фактически превратившейся в пирамиду. О тотальной безответственности всех участников процесса, которых интересовал не результат, исход и последствия каждой сделки, а лишь получаемые проценты. О том, что в какой-то момент для них стал важен только сам факт заключения сделок как таковых и, конечно, их количество.

Я читал и думал: как это похоже на нас — на отечественную полиграфию! Как и в Америке, в последние годы в стране был избыток свободных денежных средств. Как и там, образовалась цепочка (у них длиннее, у нас короче), участники которой интересовались не результатом, а лишь процессом своей деятельности. И, как и там, все игроки были поражены эпидемией безответственности, лихорадочно заключая новые и новые сделки…

***

Первым звеном цепочки стали производители оборудования. Они хорошо усвоили нехитрую истину: чтобы больше продавать, нужно чаще менять ассортимент. Скажем, два десятилетия назад новые модификации печатных машин выпускались раз в 5-7 лет, а с конца прошлого века стали появляться чуть ли не каждый год. Обычно это было лишь маркетинговой уловкой, реальная модернизация встречалась гораздо реже. Один известный производитель регулярно добавлял к названию флагманской машины буквы «Х»: сперва возникла одна, потом две, потом три, затем вся эта гирлянда была заменена на «H», потом справа от «Н» появился новый «Х» и так далее… Как вы думаете, сильно различались эти машины?

Гонка свежих моделей дала результаты. К началу века средняя продолжительность эксплуатации печатной машины у одного владельца сократилась до 4-5 лет. Типографии тратили на закупку оборудования всё больше денег. Известный аналитик Джозеф Уэбб, ссылаясь на данные Бюро переписи США, приводит такие цифры: общий объём производства печатной продукции в индустрии за десять лет рос, в среднем, на 4% в год, в то время как капиталовложения — на 7,6%, почти вдвое быстрее! При этом росла и доля нового оборудования в общей массе закупок. Естественно, прибыльность полиграфических предприятий всё время снижалась: с 2001 г. она упала более чем в 4 раза.

Региональные дистрибюторы (следующее звено) делали то, что и должны: искали покупателей и продавали им оборудование. А когда покупатели заканчивались, действовали, как ипотечные брокеры: создавали новых. Как? Предлагая сверхвыгодные условия поставки и оплаты тем, кто и не собирался покупать новую технику. В этом им помогало очередное звено цепочки — банки и лизинговые компании.

В последнее время покупка оборудования в лизинг приобрела всеобъемлющий характер. Деньги получал кто угодно, достаточно было лишь договориться с поставщиком. Надёжность заёмщика, его способность окупить приобретаемую технику никого не интересовали — при необходимости продать залог было несложно, да и продавец всегда гарантировал кредитной организации обратный выкуп.

Проверка благонадёжности становилась формальностью. Помню, как несколько лет назад в разговоре со мной владелец среднего размера типографии сетовал на «несговорчивость» своего банка. «Я готов был дать в залог оборудования на 25 млн рублей, а банк дал кредит только на 15 млн, — возмущался он. — Они взялись анализировать мои операции по счёту и пришли к выводу, что больший кредит я обслуживать не смогу!» Сама мысль о том, что банк интересуется не только размером залога, но и хозяйственной деятельностью получателя денег, казалась ему абсурдной.

Ну а что же типографии? Находясь на другом конце цепочки, они поддерживали её существование тем, что исправно покупали всё новое и новое оборудование. При этом всерьёз не интересовались ни текущей ситуацией, ни перспективами рынка. Ничем, кроме размера ежемесячных выплат: «Потянем такую-то сумму — значит, надо покупать!» Старое оборудование продавалось (или отдавалось поставщику в trade-in), а полученные деньги вносились в качестве авансового платежа за новую, более современную и производительную машину.

Подобная схема повторялась раз за разом, превращаясь в modus vivendi многих типографий. Зачастую (в случае наёмного менеджмента) исполнительное руководство ещё и неплохо зарабатывало на откатах, что создавало дополнительную мотивацию для будущих сделок.

Вам не кажется, что в этой цепи чего-то не хватает? Здесь нет самого главного звена — заказчика печатной продукции. Вот о нём-то, его поведении и намерениях, никто из участников не думал. Главное — получить доход с каждой сделки, с каждой проданной машины, с каждого кредита или лизинга…

Безответственность носила всеобщий характер. Классический случай «пирамиды», которая держалась на том простом обстоятельстве, что свободных денег на рынке было в избытке: всегда можно было взять новый кредит, чтобы заплатить по старому…

***

А потом деньги вдруг кончились. Почти мгновенно. И сразу стало ясно, что заказов на рынке гораздо меньше, чем у типографий оборудования, на котором их можно выполнить (пресловутая overcapacity). И что объём этих заказов падает и будет продолжать падать, просто потому, что для роста нет никаких особых причин. И что в силу этих обстоятельств стоящие (именно стоящие, а не печатающие!) в цехах машины, пусть даже самые новые и совершенные, скоро будут иметь ценность не большую, чем железо, из которого сделаны.

Пирамида рухнула. Как рушится, в конце концов, любая пирамида.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 12 февраля 2009 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.