Перевод

stevejobs

В чем причины замедления роста стоимости акций Apple? Каковы истоки достижений Apple в периоды, когда у руля стоял Стив Джобс? Могут ли сегодняшние проблемы компании иметь более фундаментальные основания? Статья Брайана Голдберга (Pando Daily) в моем переводе.

В настоящий момент дела у Apple идут не самым лучшим образом. Я знаю, поскольку сам являюсь малой овечкой в стаде акционеров Apple Inc. и на себе ощущаю значительную потерю стоимости ее акций в последние месяцы.

Многие ищут объяснения этому факту, и причин тут несколько, но главное понятно нам и без помощи аналитиков с Уолл-Стрит. Сияние Apple потускнело, потому что рациональные инвесторы опасаются: цикл жизни ее основных продуктов iPhone и iPad подходит к концу. У людей просто исчезает необходимость в приобретении новых версий этих устройств. Соответственно, потенциальные акционеры и просто поклонники компании разделились на два лагеря: (1) «у Apple проблемы, и продажи будут падать» и (2) «Apple сможет решить любую проблему с помощью инноваций».

Люди второго лагеря ошибаются. Apple не сможет решить свои проблемы с помощью инноваций. И знаете, что еще? Даже если бы Стив Джобс был жив, Apple сейчас имел бы те же самые проблемы.

Потому что Стиву Джобсу просто везло.

Хочу уточнить: я говорю о Стиве Джобсе строго с точки зрения бизнеса, безотносительно к его личной жизни. Скажу также, что как предприниматель, я верю в удачу как в величайший фактор успеха любого предприятия, так что Стив Джобс не один такой.

Но давайте посмотрим на календарь: периоды, в течение которых Джобс стоял у руля Apple, идеально совпадали с моментами крупнейших изменений в технологическом ландшафте последних трех десятилетий. Говоря конкретнее, он удачно избежал двенадцатилетнего периода (с 1985 по 1996 годы), когда Apple в принципе не мог – пусть даже его руководителем был бы сам господь бог – решить свои ключевые проблемы.

Начну с 80-х и 90-х годов прошлого века – время, когда моя прежде лояльная Apple семья нехотя перешла на Windows. Поклонники Джобса скажут, что после его увольнения череда убогих корпоративных бездарей – Джон Скалли, Майкл Спиндлер и Джил Амелио – безуспешно пыталась заполнить образовавшийся вакуум. Они были начисто лишены свойственной ему креативности и мудрости, что привело Apple на грань краха. Это типичный пример ревизионистского мышления, и сейчас, на пороге 2013 года, такие взгляды очень опасны.

Перечисленные мною руководители действительно не обладали ни умом Стива Джобса, ни его ви?дением. Но при этом они жили в мире, где положение Apple полностью зависело от программного обеспечения, которое независимые разработчики должны были создавать для их операционной системы, — а они, разработчики, не хотели этого делать. Фактически, такая же проблема встала сейчас и перед Microsoft, пытающимся развивать свои мобильную и планшетную платформы: никто не хочет создавать для них приложения. Но только в 90-х создание программных продуктов являлось гораздо более громоздким и дорогостоящим делом, поэтому преодолевать барьеры было куда сложнее.

Все эти 12 лет руководители Apple активно – и весьма изобретательно – пытались найти решение этой очевидно неразрешимой проблемы. Они создавали продукты, опередившие свое время, такие как Newton. Они агрессивно продвигались в такие значимые ниши, как образование и графический дизайн. Кто-нибудь из сегодняшних четырнадцатилетних, не представляющих жизни без своего iPad’а, помнит программу под названием Hypercard? Конечно, нет. А ведь это, фактически, был предшественник веба, еще до того, как веб появился на свет. Вспомнит ли кто-то такие слова, как FirstClass или BBS? А ведь и AOL, и сам веб возникли, во многом, благодаря им.

Я могу назвать массу замечательных инноваций, приходящихся на период «изгнания Стива Джобса». Но в 1995 году я, вместе со многими пользователями, перешел на Windows, потому что не хотел терять доступ к новым компьютерным играм и программам. Повторюсь: если бы в начале 90-х сам господь бог возглавил Apple, даже он не смог бы удержать меня – и миллионы других пользователей – от миграции со своей платформы. Мне был нужен Duke Nukem, Warcraft II и нормально работающая версия Excel.

Стив Джобс вернулся в Apple в 1996 году — как раз в тот момент, когда пали непреодолимые барьеры, перед которыми оказались бессильны Скалли, Спиндлер и Амелио. Из чрева Интернета возник веб, его главное детище, нейтральное по отношению к любым операционным системам. Теперь Apple снова мог создавать прекрасное «железо» — оно ведь всегда было лучше безобразного хлама, производимого IBM, Compaq и Packard Bell – а у людей появились причины его покупать.

Дальновидный Джобс продолжал обихаживать своих постоянных клиентов: графических дизайнеров. Еще один удивительно своевременный фактор – увеличение емкости жестких дисков – позволил «графическим дизайнерам» перейти в разряд «универсальных творцов», поскольку на домашних компьютерах теперь стало возможным хранить музыку и видео высокого качества. В 1996 году, когда мультигигабайтных жестких дисков размером не существовало, о таком нельзя было и мечтать.

Короче говоря, в начале 2000-х годов я и подобные мне вернулись к Apple благодаря двум тектоническим изменениям ландшафта, которые выходили далеко за пределы могущества и Стива Джобса, и любого другого человека. Первое – возникновение Интернета, положившее конец монополии Microsoft. Второе – увеличение емкости жестких дисков, позволившее Apple расширить сферу влияния с графики – вполне нишевого сегмента – на создание музыки и видео, что интересовало куда более широкие массы пользователей. Стив всегда ставил креативность выше почитаемой Microsoft продуктивности, и возможно, в 1984 году Mac опередил свое время… но если так, он прибыл на два десятилетия раньше срока!

Было ли «второе пришествие» Стива Джобса в Apple периодом блестящих решений? Да. Способствовал ли эстетический вкус Джобса, его стратегический и маркетинговый дар нашему скорейшему возвращению в лоно Apple? Конечно. Помогли ли выдающиеся профессионалы, приглашенные Джобсом, ускорить решение проблемы превосходства Microsoft? Несомненно. Предложил ли Джобс бесчисленное множество революционных концепций, таких как полная интеграция hardware и software или предельная простота интерфейса? Бесспорно. Был ли он самым значительным человеком нынешнего столетия? Я полагаю, что это так.

Но все сказанное не меняет того факта, что достигнутое Стивом Джобсом было – в своей основе – идеальной цепью счастливо совпавших событий, начало которым положили технологические прорывы, от него никак не зависящие.

И именно поэтому акционеры Apple вроде меня имеют сегодня все основания для очень серьезных опасений.

Всё, что привнес в компанию Стив Джобс, никуда не делось, — прекрасный дизайн, простота, розничная сеть, слияние hardware и software и т.д. и т.п. Но сейчас главным фактором является не потеря «магии» Стива Джобса, а отсутствие структурных изменений технологического ландшафта. И если бы Джобс был жив, эта проблема встала бы перед ним во всей полноте.

Жесткие диски сегодня бесконечно велики, а микросхемы – почти бесконечно малы. Интернет повсюду. Мы стоим на пороге эры итераций и оптимизаций, но технологические прорывы остались позади. Нам повезло, что Стив Джобс вернулся в Apple точно в нужный момент, — именно тогда, когда эти прорывы, помноженные на безупречное взаимодействие всех звеньев, точное планирование и блестящее исполнение, смогли привести к наилучшему результату. Но сами прорывы – дело не его рук. Мы видели это на примере Интернета, жестких дисков, а теперь и смартфонов.

Как все великие предприниматели, он оказался в нужное время в нужном месте. И воспользовался этим фактом лучше всех остальных.

И как горячий поклонник Apple, я страдаю от того, что сказанное бросает некоторую тень на самого почитаемого из наших героев. Но как акционер Apple, я также чувствую необходимость взглянуть глубже на компанию, ее прошлое и будущее. Сегодня Apple демонстрирует относительно хорошие показатели прибыли относительно рыночной капитализации. И эти пресловутые телевизоры, о которых столько говорят, вероятно, будут раскупаться просто благодаря яблочному логотипу на них. Так что я пока не готов паковать чемоданы.

Но не следует заблуждаться по поводу причин замедления роста цен на акции. Паника вполне реальна, как реальны и проблемы, стоящие перед Apple. Этих проблем сегодня не смог бы решить и Стив Джобс, как он не смог провести компанию через шторма 1985—1996 годов.

Стиву Джобсу повезло, что эти 12 тяжелых лет он не стоял у руля компании. А Тиму Куку не повезло, что он унаследовал компанию в самый неудачный момент.

Автор статьи Брайан Голдберг — предприниматель из Сан-Франциско, создатель портала Bleacher Report и бизнес-консультант.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 22 декабря 2012 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Первая из двух интереснейших статей американского консультанта Боба Розена , опубликованных в журнале American Printer с перерывом в один год. Почитайте, интересно.

Эта статья была опубликована в журнале American Printer в декабре 2005 года, т.е. четыре месяца назад. Её автор, Боб Розен, президент одноимённой консалтинговой фирмы, интересен тем, что год назад сформулировал семь негативных факторов (названных им «ледниковыми силами»), отрицательно действующих на американскую полиграфическую отрасль. Причина, по которой я заинтересовался этой статьёй, проста. Всё, написанное в этой статье, идеально подходит и под ситуацию на нашем рынке. Буквально до буквы.

Приятно, когда человек излагает тему чётко и ясно, без лишних слов, «воды» и «воздуха»… Американский эксперт Марджи Дана формулирует 15 пунктов того, каким должен быть менеджер по продажам.

Директор американской типографии — о взаимоотношениях с заказчиком и о том, почему умный заказчик никогда не требует смешных цен.

Джо Уэбб: хотите верьте, хотите нет — до сих пор ещё попадаются руководители типографий, которые полагают, будто дела идут неважно только по причине неважного состояния экономики в целом.

Вместо того, чтобы конкурировать с Интернетом, печатная индустрия сегодня дополняет его самыми разными способами, пишет Энди Трибьют.

Предлагаю вашему вниманию выдержки из доклада «Будущее печати», представленного консультантом Колином Томпсоном на выставке iPEX-2010.

Когда цены на е-ридеры преодолеют психологический барьер в 100$? Аналитик журнала Slate Фархад Манжу уверен, что это произойдёт ещё до конца текущего года.

Философ Сэм Вакнин размышляет об отношениях между печатными и электронными книгами и о том, что нововведения сперва отвергаются только для того, чтобы позже их принять. Предлагаю вашему вниманию мой перевод его статьи.

Статья из сентябрьского номера журнала Wired обсуждает вопросы ценообразования е-книг. Предлагаю вашему вниманию мой перевод статьи.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.