Сокращённая версия настоящей статьи была опубликована на сайте Slon.ru.
©Slon.ru. Все права сохранены.
22 марта 2011 года Amazon запустил собственный онлайн-магазин приложений для Android.
Думаю, эту дату сто?ит запомнить. И вот почему. Я утверждаю, что она знаменует собой начало конца гегемонии Apple на важнейшем из технологических рынков сегодняшнего дня — рынка планшетных компьютеров.
Наконец-то, появился новый игрок, способный бросить вызов создателю и безусловному монополисту этого рынка. Появился в условиях, когда, кроме него, сделать это было практически некому.
Сам по себе AppStore от Amazon не так уж важен — в том числе, и самому Amazon’у. Во всяком случае, в сравнении с е-книгами доходность этого товара для ритейлера будет ничтожной — по крайней мере, пока.
Важно другое. Amazon Appstore for Android — это первый шаг монстра онлайновой торговли к созданию действительно массового планшета на OS Android. Планшета, без которого изменить расстановку сил в этом сегменте невозможно. Планшета, который сделает открытую платформу Android не менее популярной на tablet PC, чем закрытая платформа iOS. Планшета, который не сделает никто — если его не сделает Amazon.
Теперь можно не сомневаться — Amazon создаст свой планшет. И это будет хит — не менее значительный, чем (в своё время) Kindle. За какие-то тридцать месяцев Amazon’у удалось сделать е-книги более популярными, чем книги печатные — кто знает, что он способен сделать с рынком планшетов?
***
Сначала о том, что представляет из себя AppStore от Amazon.
Ничего революционного в новом магазине нет. Удобный, в обычном стиле Amazon, интерфейс — несколько более практичный (на мой вкус), чем у Google Market. Описание, скриншоты и рецензии разделены по вкладкам (а не выстроены в беспомощный столбик, как у Google). Приложений пока немного: на сегодняшний день, как сообщается, около 3800. Категорий двадцать восемь — на восемь больше, чем в Apple AppStore, и на одну, чем в Android Market. Списки категорий магазина Amazon и Android Market’а не совпадают: например, у Amazon есть категория «Browsers», а у Google — «Business»; Google собрал в одну кучку «News and Magazines», в то время как Amazon выделил «Magazines» в отдельную категорию...
Интересное нововведение Amazon — возможность интерактивного просмотра приложения через браузер PC. Опция «Test Drive» запускает эмулятор Android на облачном сервисе ритейлера, и вы видите «рабочий» экран программы в отдельном окне (для этого понадобится Flash). Удобно, ничего не скажешь.
Что (помимо дизайна) отличает магазин Amazon, например, от Android Market?
- В отличие от магазина Google (куда допускаются все приложения без исключения), Amazon, как и Apple, требует от разработчиков предоставлять свои продукты для предварительного одобрения. Правда, ритейлер утверждает, что предъявляемые им требования гораздо скромнее: достаточно, чтобы приложение могло стабильно работать и не вредило устройству покупателя — не более того.
- Amazon разработал собственную схему ценообразования. В других магазинах цену назначает сам разработчик — здесь же сам Amazon будет решать, за сколько продавать ту или иную программу. Правда, некоторая защита интересов издателя всё же предусмотрена. Его доля от выручки будет рассчитываться следующим образом: либо 30% от цены, назначенной Amazon’ом, либо 20% от прайсовой цены, указанной разработчиком, — какой из двух вариантов выгоднее. Подобный подход позволяет Amazon продавать некоторые приложения по очень низкой цене — или даже раздавать без оплаты.
- Amazon обещает, что каждый день какое-либо из платных приложений будет предоставляться покупателям совершенно бесплатно. В первый день работы магазина таким приложением оказалась новая версия знаменитой игры Angry Birds — Rio (в дальнейшем она станет платной и будет продаваться за 0.99 доллара). Ежедневное беспла
тное предложение, естественно, позволит Amazon поддерживать постоянный интерес к своему магазину со стороны пользователей. - Само собой, ритейлер обязательно задействует свой фирменный механизм рекомендаций, так успешно работающий в других отделах магазина. Причём рекомендации эти будут самыми неожиданными, затрагивающими совершенно различные группы товаров («Покупаете игру Angry Bird? Почему бы вам не приобрести книгу об этой игре либо плюшевые птички-игрушки?» или «Купили бейсбольную биту? Обратите внимание на приложение-самоучитель игры в бейсбол!» и т.д.).
В общем и целом, видно — новый магазин будет достаточно удобным для пользователей. Несомненно, лояльные покупатели Amazon с радостью начнут делать в нём покупки. У владельцев Android-устройств появится возможность выбора — и даже перспектива получить нужное приложение бесплатно. Правда, для этого придётся регулярно посещать магазин Amazon.
К сожалению, это пиршество приготовлено не для российских пользователей. AppStore от Amazon пока работает только для покупок внутри США. Рискну предположить, что он ещё долго будет закрыт для нас с вами. Почему — это другая история.
***
О том, каков новый магазин Amazon, я рассказал. Теперь поговорим о том, для чего всё это нужно на самом деле.
Amazon не стал бы открывать собственный магазин Android-приложений, не будь у него конкретного интереса к рынку Android-устройств. И этот интерес существует на самом деле — взять хотя бы сообщения о том, что гигант онлайн-ритейла активно набирает разработчиков на платформе Android.
Если немного подумать, становится ясно, что Amazon обладает уникальной позицией для того, чтобы бросить вызов iPad’у.
Во-первых, политика Apple в отношении App Store ставит под угрозу бизнес-модель Amazon, и он наверняка захочет нанести ответный удар. Ритейлера не могут устроить новые правила продажи продуктов через App Store: предложенная Apple схема разделения прибыли и введённые ограничения делают продажу е-книг через приложения для iOS нерентабельной для Amazon. Значит, ему нужны собственные устройства, распространение продуктов для которых будет полностью контролироваться им самим.
Далее, Amazon способен предложить ценовую модель, которая будет работать. Массовый потребительский рынок нуждается в дешёвых планшетах. Ценовые модели, используемые такими производителями, как Motorola, Samsung, Dell или HP, не привлекательны для потребителя, а иных моделей эти компании предложить не могут по определению. Amazon же, напротив, имеет возможность пойти по другому пути — продавать планшеты по себестоимости, а то и ниже её, а зарабатывать на продаже контента (модель «бритвы и лезвий к ней», которая привела к такому успеху Kindle).
Amazon доказал, что способен создавать качественное «железо». Kindle, конечно, не iPad, но как е-ридер он не имеет себе равных — лёгкий, тонкий, удобный, с прекрасным экраном. Неужели только Apple может делать хорошие планшеты?
И, наконец, немаловажное значение имеет то, что, в отличие от обычных производителей электронных устройств, Amazon обладает брендом, контентом и каналом для его распространения. Ритейлер предоставляет пользователям самый разнообразный контент — от е-книг до музыки, видео и даже потребительских товаров, — и всё это будет с лёгкостью доступно владельцам новых планшетов.
Итак, Amazon как нельзя лучше позиционирован для того, чтобы потрясти рынок планшетов, где сейчас доминирует iPad. И самое интересное — это чувствует и Apple. Иначе, зачем бы он затеял позорную тяжбу относительно прав на термин «app store»? Да, Apple испугался, и это очень хороший знак. Раньше «конкуренты» на этом рынке вызывали у руководителей яблочной компании только смех — как, например, Samsung со своими неуклюжими заявлениями относительно объёма продаж Galaxy Tab’а.
Amazon обязательно выпустит собственный планшет. Вопрос лишь в том, когда именно это случится.
Фото в начале статьи: Woman reading a tablet on couch by Cavan Images.