Статья

Двести миллионов лет назад, в мезозойскую эру, на Земле господствовали динозавры. Ни один класс животных не мог соперничать с ними в борьбе за существование. Наши с вами предки — древние млекопитающие — были мелкими, неказистыми и, угнетаемые динозаврами, вели преимущественно ночной образ жизни.

Среди динозавров было множество невообразимых гигантов. Зауроподы достигали 18 метров в высоту, а весили иногда более 200 тонн. Жуткие тиранозавры, самые страшные хищники за всю историю планеты, имели в длину более 15 метров. Таким монстрам не могло бросить вызов ни одно живое существо.

И вот, в конце мелового периода, примерно 65 миллионов лет назад, динозавры вымерли. Все и полностью. Почему — неясно до сих пор.

Многие учёные полагают, что это произошло в результате столкновения Земли с гигантским астероидом. Но даже если это и так, нет сомнений, что катаклизм лишь ускорил естественный процесс.

Освободившуюся экологическую нишу поспешили заполнить другие виды животных. Наиболее удачливыми, как мы знаем, оказались млекопитающие.

Обанкротившийся тиранозавр

21 января 2008 г. о своём банкротстве объявила Quebecor World, вторая по величине полиграфическая компания в мире.

Quebecor — настоящий тиранозавр мировой полиграфической отрасли. Стартовавшая в 1954 г. в Квебеке (Канада) всего с одной печатной машины компания после серии крупных приобретений и слияний выросла в безоговорочного лидера американского, а затем и мирового печатного рынка. К середине 1990-х располагала подразделениями в 16-ти странах и имела годовой оборот в несколько миллиардов долларов.

Уже несколько лет подряд Quebecor терпела всё возрастающие убытки. Финансовые результаты 2007 г. показали, что оборот компании снизился почти на 6%, а чистые убытки составили чуть не 40% оборота.

После того как сорвались переговоры по продаже европейского подразделения компании, стало ясно, что Quebecor World более не в состоянии финансировать даже текущие операционные расходы. Банкротство стало неминуемым.

Как и в случае с динозаврами, непосредственная причина коллапса — ухудшение мировой экономической ситуации — лишь ускорила гибель полиграфического гиганта, которая, судя по всему, и так была неизбежна.

Страшное слово «overcapacity»

Именно overcapacity называется в качестве основной причины неудачи Quebecor. В переводе на русский — это переизбыток производственных мощностей и, как следствие, превышение предложения над спросом. Сегодня, по общему мнению экспертов, масштабы проблемы таковы, что под угрозой существование отрасли в целом. Цены на печать достигли уровня, который не позволяет типографиям не только развиваться, а элементарно выживать.

Этот год многими специалистами рассматривается как переломный. Состояние отрасли достигло нижнего предела (когда уже «хуже некуда»), а значит, должно начаться оздоровление. Его связывают именно с уходом с рынка ряда компаний, в т. ч. очень крупных. Ведь проблемы возникли не только у Quebecor World. Например, в прошлом году из бизнеса вышел такой европейский «динозавр», как Graphoprint, а другие существенно сокращают производства.

Но большинство наблюдателей если и выказывают оптимизм, то очень осторожно. Даже в случае полного коллапса Quebecor ожидать существенных изменений не следует, и это при том, что объём заказов, приходящийся на гиганта, приближался к 6 млрд долл.! (Для сравнения: совокупный объём российского полиграфического рынка в 2007 г. — около 4,1 млрд долл.) Да, цены, несомненно, поднимутся, но в ответ на это многие издатели сократят тиражи. Или вообще уйдут в Интернет, если их рынок позволяет это сделать.

Но и сам факт коллапса такого монстра, как Quebecor, — очень тревожный сигнал для мирового полиграфического рынка и серьёзно нарушает баланс сил.

А что у нас?

Какое отношение катаклизмы мирового полиграфического рынка имеют к нам с вами? Самое прямое: те же процессы (разумеется, несопоставимые по цифрам) идут и у нас.

Пресловутое overcapacity  — это и наш бич. Низкие цены душат и российские типографии. Как и в остальном мире, расходы типографий возрастают, а компенсировать это невозможно ни ростом объёмов (не растут они, и всё тут!), ни повышением цен.

Да и экономический кризис, увы, нам не чужд. Сколько бы ни говорилось о России как об «островке стабильности» в бушующем океане рецессии, — всё, что происходит в мировой экономике, немедленно отражается на экономике отечественной. Инфляция и инфляционные ожидания, падение покупательной способности и рост цен на энергоносители вынуждают компании принимать меры по сокращению издержек. К сожалению, расходы на полиграфию в списке этих мер всегда оказываются на первом месте…

Что делать? Специалисты говорят: в такой ситуации главное — это стратегия. Именно отсутствие сколько-нибудь вменяемой стратегии, характерное для Quebecor в последние годы, когда у руля компании визионера-основателя Пьера Пеладье сменили наёмные менеджеры, и называют основной причиной её финансовых проблем. Без продуманной стратегии выжить сегодня не сможет ни одна типография.

А если со стратегией проблемы, единственная альтернатива, как это ни жестоко звучит, — уход с рынка. Причём с этим лучше поспешить. Поверьте на слово: ситуация такова, что уже очень скоро на рынок будет выброшено огромное количество бывшего в употреблении полиграфического оборудования. А когда это случится, продать своё имущество вы сможете только за бесценок. Продать же типографию как бизнес практически невозможно уже сейчас.

Мы находимся в самой нижней точке кривой. Меловой период подходит к концу. Пора делать выбор. 

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 7 июля 2008 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Подрывные инновации

Без рубрики

Новые цифровые технологии неуклонно вытесняют печать с медийного рынка, и этот процесс, к сожалению, необратим.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Статья

You’re in the army now

Без рубрики

«Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять», — сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина. Если подумать, в ней скрыто объяснение множества проблем отечественных типографий.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

Все работы, все профессии и все должности хороши, важны и уважаемы. Но если вы новичок с полиграфическим образованием и минимальным опытом работы (или без него), для вас лучшая работа — менеджер по продажам. На этот счёт у меня нет никаких сомнений. Читайте дальше — и узнаете, почему.

Статья

Конфликты в «серой зоне»

Без рубрики

В настоящей статье я хочу порассуждать о конфликтах, вызванных претензиями клиента к качеству выполнения печатной продукции, и о том, как в подобной ситуации действовать типографии. К сожалению, как бы мы ни стремились стандартизировать печатную продукцию и нормировать подходы к оценке ее качества, большинство проблем в полиграфии остается в так называемой серой зоне.

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.