Статья

Двести миллионов лет назад, в мезозойскую эру, на Земле господствовали динозавры. Ни один класс животных не мог соперничать с ними в борьбе за существование. Наши с вами предки — древние млекопитающие — были мелкими, неказистыми и, угнетаемые динозаврами, вели преимущественно ночной образ жизни.

Среди динозавров было множество невообразимых гигантов. Зауроподы достигали 18 метров в высоту, а весили иногда более 200 тонн. Жуткие тиранозавры, самые страшные хищники за всю историю планеты, имели в длину более 15 метров. Таким монстрам не могло бросить вызов ни одно живое существо.

И вот, в конце мелового периода, примерно 65 миллионов лет назад, динозавры вымерли. Все и полностью. Почему — неясно до сих пор.

Многие учёные полагают, что это произошло в результате столкновения Земли с гигантским астероидом. Но даже если это и так, нет сомнений, что катаклизм лишь ускорил естественный процесс.

Освободившуюся экологическую нишу поспешили заполнить другие виды животных. Наиболее удачливыми, как мы знаем, оказались млекопитающие.

Обанкротившийся тиранозавр

21 января 2008 г. о своём банкротстве объявила Quebecor World, вторая по величине полиграфическая компания в мире.

Quebecor — настоящий тиранозавр мировой полиграфической отрасли. Стартовавшая в 1954 г. в Квебеке (Канада) всего с одной печатной машины компания после серии крупных приобретений и слияний выросла в безоговорочного лидера американского, а затем и мирового печатного рынка. К середине 1990-х располагала подразделениями в 16-ти странах и имела годовой оборот в несколько миллиардов долларов.

Уже несколько лет подряд Quebecor терпела всё возрастающие убытки. Финансовые результаты 2007 г. показали, что оборот компании снизился почти на 6%, а чистые убытки составили чуть не 40% оборота.

После того как сорвались переговоры по продаже европейского подразделения компании, стало ясно, что Quebecor World более не в состоянии финансировать даже текущие операционные расходы. Банкротство стало неминуемым.

Как и в случае с динозаврами, непосредственная причина коллапса — ухудшение мировой экономической ситуации — лишь ускорила гибель полиграфического гиганта, которая, судя по всему, и так была неизбежна.

Страшное слово «overcapacity»

Именно overcapacity называется в качестве основной причины неудачи Quebecor. В переводе на русский — это переизбыток производственных мощностей и, как следствие, превышение предложения над спросом. Сегодня, по общему мнению экспертов, масштабы проблемы таковы, что под угрозой существование отрасли в целом. Цены на печать достигли уровня, который не позволяет типографиям не только развиваться, а элементарно выживать.

Этот год многими специалистами рассматривается как переломный. Состояние отрасли достигло нижнего предела (когда уже «хуже некуда»), а значит, должно начаться оздоровление. Его связывают именно с уходом с рынка ряда компаний, в т. ч. очень крупных. Ведь проблемы возникли не только у Quebecor World. Например, в прошлом году из бизнеса вышел такой европейский «динозавр», как Graphoprint, а другие существенно сокращают производства.

Но большинство наблюдателей если и выказывают оптимизм, то очень осторожно. Даже в случае полного коллапса Quebecor ожидать существенных изменений не следует, и это при том, что объём заказов, приходящийся на гиганта, приближался к 6 млрд долл.! (Для сравнения: совокупный объём российского полиграфического рынка в 2007 г. — около 4,1 млрд долл.) Да, цены, несомненно, поднимутся, но в ответ на это многие издатели сократят тиражи. Или вообще уйдут в Интернет, если их рынок позволяет это сделать.

Но и сам факт коллапса такого монстра, как Quebecor, — очень тревожный сигнал для мирового полиграфического рынка и серьёзно нарушает баланс сил.

А что у нас?

Какое отношение катаклизмы мирового полиграфического рынка имеют к нам с вами? Самое прямое: те же процессы (разумеется, несопоставимые по цифрам) идут и у нас.

Пресловутое overcapacity  — это и наш бич. Низкие цены душат и российские типографии. Как и в остальном мире, расходы типографий возрастают, а компенсировать это невозможно ни ростом объёмов (не растут они, и всё тут!), ни повышением цен.

Да и экономический кризис, увы, нам не чужд. Сколько бы ни говорилось о России как об «островке стабильности» в бушующем океане рецессии, — всё, что происходит в мировой экономике, немедленно отражается на экономике отечественной. Инфляция и инфляционные ожидания, падение покупательной способности и рост цен на энергоносители вынуждают компании принимать меры по сокращению издержек. К сожалению, расходы на полиграфию в списке этих мер всегда оказываются на первом месте…

Что делать? Специалисты говорят: в такой ситуации главное — это стратегия. Именно отсутствие сколько-нибудь вменяемой стратегии, характерное для Quebecor в последние годы, когда у руля компании визионера-основателя Пьера Пеладье сменили наёмные менеджеры, и называют основной причиной её финансовых проблем. Без продуманной стратегии выжить сегодня не сможет ни одна типография.

А если со стратегией проблемы, единственная альтернатива, как это ни жестоко звучит, — уход с рынка. Причём с этим лучше поспешить. Поверьте на слово: ситуация такова, что уже очень скоро на рынок будет выброшено огромное количество бывшего в употреблении полиграфического оборудования. А когда это случится, продать своё имущество вы сможете только за бесценок. Продать же типографию как бизнес практически невозможно уже сейчас.

Мы находимся в самой нижней точке кривой. Меловой период подходит к концу. Пора делать выбор. 

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 7 июля 2008 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.