Сегодня типографии всё реже предлагают своим клиентам услуги дизайна и вёрстки. Одна из основных тому причин — дизайнеры обходят типографии стороной.
Почему? Распространено мнение, что в типографии дизайнер-верстальщик неизбежно превращается в «мусорщика». Дескать, барахтается он в ворохе мелких заказов-полуфабрикатов, одновременно отбиваясь от толпы безумных менеджеров с выпученными глазами; всё и всегда нужно сделать срочно, невзирая на реальную ситуацию; да и случись что, крайним неизменно оказывается дизайнер…
На самом деле эта безрадостная картина вовсе не является неизбежным атрибутом работы в любой типографии. Дизайн и вёрстка — такая же технология, как и любая другая и если правильно подойти к организации процесса, большинства проблем можно избежать.
Ниже я опишу методологию выполнения заказов на макетирование и вёрстку, принятую в нашей типографии. Поверьте, у нас дизайнеры чувствуют себя вполне комфортно.
Главный ресурс — время
Следует понимать, что, какие услуги бы типография не оказывала, всё, что она продаёт — это время: время работы оборудования, производственного участка или сотрудника. И дизайн с вёрсткой — не исключение.
Казалось бы, простая истина. И тем не менее, десятки типографий до сих пор называют «фиксированные цены» на услуги дизайна и макетирования: визитная карточка — одна цифра в долларах, буклет — другая…Именно непонимание важности повременного подхода к оценке заказа и тарификации лежит в основе тех бед, о которых я говорил выше.
В процессе обсуждения заказа на дизайн, макетирование или вёрстку обязательно должно быть определено конкретное время его выполнения. Это позволяет, во-первых, планировать работу дизайнера, а во-вторых, устанавливать правильную стоимость работ.
Кроме того, такой подход даёт возможность назвать конкретный срок выполнения — всего заказа или какого-либо промежуточного этапа.
Но как определить точное время на тот или иной заказ?
ТЗ, ТЗ превыше всего
Очень просто — нужно составить грамотное и подробное техническое задание.
В нашей типографии единственным критерием оценки правильности выполнения заказа на дизайн или вёрстку является соответствие техническому заданию. Это значит, что составление этого задания — один из самых важных этапов работы.
Обычно ТЗ составляется менеджером на основании полученных от заказчика сведений. Иногда к этому процессу подключается и дизайнер — чтобы избежать «испорченного телефона». Мы делаем всё, чтобы заказчик понял: чем точнее и конкретнее ТЗ, тем выше вероятность, что заказ будет исполнен правильно.
Такой подход делает предельно понятной и ответственность дизайнера: работы должны быть выполнены в названный срок и в точном соответствии с ТЗ, всё остальное — «от лукавого».
Но как при таком подходе поступать с заказами, где точное ТЗ составить невозможно? Скажем, если клиент сам не знает, чего хочет?
…и прочие мелкие радости жизни
Единственный выход в таком случае — заранее договариваться с заказчиком, что тарификация будет производиться «по факту», на основании реально затраченного времени.
Чаще всего такой подход клиенту не нравится. Именно поэтому наша типография, как правило, вообще не берётся за заказы с непрогнозируемым результатом.
Есть у нас и другие мелочи, облегчающие жизнь дизайнеру. Например, доступ клиента в препресс отдел возможен только в случае необходимости. Общение по телефону также не приветствуется — ни с клиентом, ни с менеджером. Для клиента существует электронная почта, для менеджеров — внутрикорпоративная система мгновенных сообщений. Почему? Очень просто — чтобы документировать все этапы взаимодействия.
Наш опыт доказывает: правильная организация работы повышает не только эффективность (что важно для типографии), но и комфорт работы (что важно для самого сотрудника).