Статья

Вопрос. Каков в настоящее время размер НДС и налога с продаж?

Ответ. Типографии налогов не платят.

Из ответов одного из соискателей должности менеджера по продажам на вопросы анкеты с сайта printing.ru

Бытует распространенное мнение, что экономика типографии — дело достаточно простое. Предприятие продает время работы оборудования (или приладки-прогоны, что одно и то же), при этом имеет более или менее фиксированные статьи расходов: аренда, зарплата, амортизация и ремонт машин, логистика…

Самый простой бизнес-план из встречавшихся мне за последнее время был изложен устно одним молодым владельцем типографии. Звучал он следующим образом: «Занимаю денег, покупаю б/у Speedmaster формата А1; печатаю по самым низким ценам, скажем, по 1000 долларов за смену; при круглосуточной работе выходит тысяч 50-60 в месяц; расходов тысяч на 20, не больше (остальное доходы); за год расплачиваюсь с долгами; потом работаю в прибыль года три-четыре, зарабатываю миллион, продаю машину и ухожу на покой». Простенько и со вкусом, не правда ли?

Анализируя подобные «бизнес-планы», легко заметить следующую интересную особенность. В перечне расходных статей почти никогда не фигурируют налоговые выплаты. Очевидно, по мнению многих полиграфистов, они настолько незначительны, что ими можно пренебречь.

Однако тем, кто так считают, в ближайшее время предстоит столкнуться с проблемами, которые, как минимум, внесут существенные коррективы в их представление об экономике типографии, а, возможно, будут иметь куда более серьезные последствия.

Речь идет о новых подходах к налоговым отчислениям предприятий, который де-факто практикуется соответствующими органами с середины прошлого года. Хотите вы того или нет, эти подходы будут применены и к вашей типографии. А если вашем бизнес-план таких расходов не предусматривает — ну что, тем хуже для вас.

Смотрят на цифры, а не на объяснения

Первое, на что обращают внимание налоговики — общий размер налоговых отчислений в сравнении с выручкой предприятия. Если налогов платится мало, менее 10% от выручки, для налоговых органов это недвусмысленный сигнал. При этом, как ни прискорбно, никакие отраслевые особенности в расчет не принимаются. Предприятия создаются и существуют с целью извлечения прибыли, а прибыльное предприятия должно платить налоги, — именно этой посылкой всегда руководствуются налоговики.

Предприятие может попасть под подозрение, если при существенном росте выручки его налоговые отчисления стоят на месте или возрастают незначительно. Еще один сигнал — если в декларациях по НДС размер вычетов превышает 95% от начисленного налога. Для налоговиков это ясное свидетельство того, что компания использует незаконные схемы ухода от налогообложения.

Типографиям, для которых характерны вышеперечисленные признаки, следуют ожидать неминуемой налоговой проверки. При этом проверяющие будут стараться выявить завышение себестоимости, случаи оплаты несуществующих товаров, работ и услуг.

Как бы стройна и непротиворечива ни была ваша учетная политика, в каком безупречном порядке ни находилась бухгалтерия, какие бы объяснения вы ни выдвигали и на какие бы трудности ни ссылались — если налогов платится мало, штрафы практически неизбежны. Поверьте на слово.

Смешные зарплаты — это совсем не смешно

Одним из главных направлений, по которым действуют налоговые органы — это борьба за легализацию зарплат. Еще в прошлом году при большинстве налоговых инспекций всех уровней были созданы специальные комиссии, контролирующие уровень заработной платы на подведомственных предприятиях. Их задача — выявление предприятий, предположительно занижающих расходы на зарплату.

Налоговые органы анализируют уровень выплачиваемой зарплаты, содержащийся в налоговой отчетности предприятий. Его сравнивают с официальными средними величинами, отраслевыми (средний уровень зарплат по отрасли или виду деятельности) или территориальными (уровень прожиточного минимума для конкретного региона). Если зарплата на предприятии существенно ниже официальных показателей, оно автоматически привлекает к себе пристальное внимание налоговых органов.

Под подозрение могут попасть организации, для которых характерен существенный разрыв между оплатой труда руководства и остальных сотрудников. В этом случае налоговики предполагают, что руководителям фактически начисляют зарплату остальных работников, используя низкие ставки регрессивной шкалы единого социального налога. Понятно, что противоположный вариант — когда начальство получает так же мало, как и остальные, — будет расцениваться как не менее сомнительный.

Начиная с этого года, московские комиссии по легализации затрат намерены систематически определять среднеотраслевые показатели по заработной плате. В качестве источников используются объявления о найме на работу и сайты вакансий, статистические данные, сведения из общей базы налогоплательщиков. Эти показатели станут основными ориентирами для налоговиков. Остается лишь надеяться, что они будут соответствовать реальности.

Поводом для пристального внимания проверяющих может стать письмо от недовольного сотрудника предприятия. Обычно такие письма приходят от недавно уволившихся (или уволенных) работников, недовольных действиями руководства. Если автора письма удается установить, налоговые органы вызывают его для подробной беседы и, в при наличии серьезных нарушений со стороны работодателя, начинают действовать.

В сухом остатке

Какие последствия всё это может иметь для нашего рынка?

Конечно, в сегодняшней непростой ситуации любое дополнительное бремя, ложащееся на плечи типографий, делает их жизнь еще более напряженной. Когда маржа минимальна, любое увеличение расходов, даже не очень значительное само по себе, может сделать прибыльное предприятие убыточным.

С другой стороны, большинство серьезных типографий и без понуканий со стороны налоговиков неуклонно движутся по направлению упорядочения своей финансовой и налоговой дисциплины.

Нововведения ударят, прежде всего, по маргиналам — тем, кто привык работать «в черную» и именно на этом основывает свою ценовую политику. В течение долгого времени именно они своим бессмысленным демпингом и разрушали рынок печатных услуг, не давая ему нормально развиваться. Тенденцией последних лет стал массовый уход таких типографий с рынка, и это не может не радовать. Новые методы работы налоговиков еще больше осложнят маргиналам жизнь.

Пора делать выбор: выходить «из тени» и начинать работать правильно — или уходить вообще. Иначе за вас этот выбор сделает кто-нибудь другой, и почти наверняка результат вам не понравится.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 6 мая 2007 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Подрывные инновации

Без рубрики

Новые цифровые технологии неуклонно вытесняют печать с медийного рынка, и этот процесс, к сожалению, необратим.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Статья

You’re in the army now

Без рубрики

«Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять», — сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина. Если подумать, в ней скрыто объяснение множества проблем отечественных типографий.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

Все работы, все профессии и все должности хороши, важны и уважаемы. Но если вы новичок с полиграфическим образованием и минимальным опытом работы (или без него), для вас лучшая работа — менеджер по продажам. На этот счёт у меня нет никаких сомнений. Читайте дальше — и узнаете, почему.

Статья

Конфликты в «серой зоне»

Без рубрики

В настоящей статье я хочу порассуждать о конфликтах, вызванных претензиями клиента к качеству выполнения печатной продукции, и о том, как в подобной ситуации действовать типографии. К сожалению, как бы мы ни стремились стандартизировать печатную продукцию и нормировать подходы к оценке ее качества, большинство проблем в полиграфии остается в так называемой серой зоне.

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.