Сегодня уже нет и не может быть сомнений: всех нас ждёт полномасштабный, длительный и весьма болезненный кризис. Я пишу эти строки 10 октября, на исходе «чёрной недели», когда после двух подряд обвальных падений российских биржевых индексов торги были полностью закрыты «до лучших времён». Увы, в их скорое наступление мало кто верит, и до момента публикации статьи наверняка произойдёт многое, подтверждающее худшие опасения.
Я не собираюсь советовать, как вести себя в подобных условиях: как известно, бесплатные советы ничего не стоят (иначе они не были бы бесплатными). Хочу лишь проанализировать ситуацию, подумать, что нас может ожидать в ближайшем (и не только) будущем.
Кризис на рынке вообще…
Сегодня кризис выражается прежде всего в значительном и неуклонном снижении котировок акции на фондовом рынке. Причём в России процесс идёт (в процентном выражении) гораздо быстрее, чем на рынках большинства развитых стран. Владельцы акций компаний, котирующихся на биржах, потеряли и продолжают терять миллиарды долларов.
К сожалению, пострадают не только они. В среднесрочной перспективе влияние кризиса ощутят на себе многие предприятия.
Кризис уже вызвал серьёзные проблемы в банковской сфере. Это приводит к сокращению объёмов кредитования. Некоторые банки вообще приостанавливают финансирование клиентов, остальные повышают проценты и ужесточают требования к заёмщикам. Цена денег на рынке будет неуклонно расти, а объём свободных средств — уменьшаться.
В этих условиях предприятия будут сокращать инвестиционные программы, закрывать существующие проекты и отказываться от новых. Это связано как с повышением стоимости заёмных средств, так и с общим падением деловой активности, неизбежного в такие времена.
Необходимость снижения издержек вынуждает компании сокращать рабочие места, уменьшать зарплаты, отказываться от бонусных программ для сотрудников. Люди, потерявшие работу, увеличат объём предложения рабочей силы на рынке, что повлечёт снижение уровня оплаты труда.
Эти процессы снизят активность на рынке и замедлят темпы его роста, по меньшей мере, в течение следующего года. Некоторые эксперты уже предрекают нам три и более «неурожайных» года.
Но даже самый искушённый и дальновидный экономист сегодня может предсказать лишь общее направление развития событий. Реальные проявления кризиса в будущем нам неведомы. Действительность может оказаться гораздо более драматичной.
…и в полиграфии — в частности
Как описанные выше процессы скажутся на полиграфической отрасли?
Темпы роста рекламного рынка в следующем году почти наверняка замедлятся. Уже сокращаются рекламные бюджеты в финансовом и девелоперском секторе. Аналитики ожидают снижения объёмов рекламы и у крупных ритейловых компаний.
Тенденции на рынке рекламы (особенно негативные), как правило, очень быстро проявляются в нашей отрасли. Сокращение бюджетов обязательно (а то и в первую очередь) ударит по типографиям.
Правда, некоторые допускают, что в такой ситуации возможно перераспределение средств между рекламными носителями в пользу более дешёвых, и деньги из телерекламы потекут в полиграфию. К сожалению, практика доказывает обратное. В прошлом году в преддверии существенного повышения цен на телерекламу многие ждали того же. На деле вышло наоборот: не желая отказываться от подорожавшего «телевизора», клиенты стали вынимать деньги из других рекламных направлений. Как будет в этот раз, пока неясно.
Очевидно, что многие издательские проекты ожидает закрытие. Журналы, приносящие убытки, будут ликвидироваться. Ещё в прошлом году, задолго до начала кризиса, начала проявляться общемировая тенденция — сокращение тиражей изданий и их «интернетизация», переход с бумажного формата в онлайн. Теперь эти процессы пойдут гораздо быстрее.
Повышение стоимости денег больно ударит по отрасли. Так уж сложилось, что большинство серьёзных типографий сегодня перекредитованы и живут в долг. Сколько-нибудь серьёзное оборудование давно уже иначе как в лизинг не приобретается. Невозможность кредитования или существенное подорожание лизинга вполне может сделать полиграфический бизнес нерентабельным.
Будем реалистами — сокращать расходы типографиям особо некуда. Крупных инвестиционных проектов в полиграфии мало. Советовать типографиям перестать оплачивать сотрудникам ежегодный отдых за границей или пересадить руководство с «мерседесов» на «фольксвагены» бесполезно. А значит, многие типографии скоро утратят возможность не только зарабатывать, но даже обслуживать собственные кредиты.
Сокращение числа типографий неизбежно
И это существенный плюс надвигающегося кризиса. Возможно, он принесёт нашей отрасли долгожданное оздоровление.
С начала года на рынке всё явственней процесс, о необходимости которого я давно говорю. Типографии выходят из бизнеса, а теперь это будет происходить всё чаще и чаще. Грядут слияния и поглощения.
Если темпы сокращения предложений на нашем рынке будут превосходить темпы снижения спроса, оставшимся игрокам станет гораздо лучше. Есть надежда, что выживут самые приспособленные, опытные и умелые.
Впереди всех нас ждут трудные времена. Нет смысла обманываться, уверять себя, что всё будет