Я уже писал о ценовой войне среди устройств для чтения электронных книг, развязанной книжной сетью Borders и поддержанной Amazon и Barnes&Noble. Это классический случай из теории игр: один из игроков увязывает снижение цены на свой товар с ростом доли рынка для него, а у остальных не остаётся иного выхода, как снизить и собственные цены. В некооперативной игре равновесие Нэша находится где-то на уровне себестоимости; в реальной жизни, конечно, всё не совсем так, но очень похоже. Тем более, что монстры вроде Amazon или BN ради рынка электронных книг могут снижать цену на ридеры хоть до нуля.
На данный момент Borders предлагает ридер Auratek Libre (довольно-таки ублюдочная модель, у нас она продаётся как Ectaco JetBook) за 119 долларов. Barnes&Noble уронил цены на Nook до 149 долларов (за версию с Wi-Fi, но без 3G), а Amazon ответил снижением цены на Kindle до 189 долларов.
Хитрый Apple всеми силами старается избежать коммодитизации своих гаджетов, особенно после скандала, вызванного слишком быстрым снижением цены на iPhone в самом начале его продаж. Цены на iPad остаются прежними. Да это и понятно: в конце концов, вышеперечисленные ридеры всё-таки ну никак не конкуренты iPad’у.
Столь значительное снижение цен — очень серьёзный сигнал для издателей и книготорговцев. Оно вполне способно привести к массовому переходу читателей на цифровой формат. А если всё большее число пользователей будут предпочитать электронные книги бумажным, глупо будет исскуственно сокращать продажи e-book’ов ради того, чтобы они не конкурировали с бумажными книгами. Выбор перед книгоиздателями стоит простой: переходите на электронные книги или исчезните!
Известный эксперт Рафи Мохаммед в статье «Официальная информация: e-book’и — будущее книгоиздательства» приводит интересную аналогию между книгоиздательством и музыкальной индустрией. Он пишет:
В цифровой музыкальной индустрии доходы поступают от продажи девайса, в то время как контент фактически отдаётся просто так. Трудно заработать, когда песня продаётся за 99 центов, и, например, доходы Apple в области цифровой музыки поступают только от продажи iPod’ов. В издательской индустрии возникает противоположная бизнес-модель. В условиях снижения рентабельности продажи устройств для чтения, основные прибыли будут поступать от продажи e-book’ов. В издательском деле девайс — это бритвенный станок, а электронные книги — высокорентабельные лезвия для бритья.
Автор заключает статью следующим заявлением:
Будущее издательского дела теперь ясно: цифровые книги ожидает взрывной рост продаж, в то время как печатные книги будут медленно идти к полному исчезновению.
Кто бы сомневался...