Пост

Nokia CEO Stephen Elop and Microsoft CEO Steve Ballmer announce plans for a broad strategic partnership to build a new global mobile ecosystem at a press conference in London, UK February 11, 2011. Nokia and Microsoft plan to form a broad strategic partne

Nokia готовится выпустить на рынок собственный планшет. Согласно информации сайта The Verge, он будет иметь экран 10.1 дюймов, порты USB и HDMI, а также некую особенную крышку-чехол, которая будет служить одновременно клавиатурой и подставкой, а также содержать дополнительную батарею. Естественно, что планшет от Nokia, подобно Microsoft Surface, будет работать под управлением Windows RT, “урезанной” версии Windows 8, которая не позволяет запускать программы, написанные под прежние версии Windows.

Всколыхнула ли эта новость мировое IT-сообщество? Вряд ли. Проблемы, стоящие сегодня перед корпорацией Nokia, настолько серьезны, что их не решить с помощью еще одного девайса, будь оно даже самым оригинальным и совершенным. Тем более, если внутри этого девайса операционная система Windows.

****

Полгода назад я уже писал об “эффекте Элопа”. Заняв осенью 2010 года должность генерального директора Nokia (тогда ведущего игрока на мобильном рынке, по объемам продаж смартфонов вдвое превосходящего Apple и в четыре раза — Samsung), Стивен Элоп вознамерился реформировать компанию. Он решительно отказался от морально устаревшей, по его мнению, платформы Symbian, свернул все работы по созданию ее преемника MeeGo и заключил стратегический альянс с Microsoft. По замыслу партнеров, Nokia должна была стать ведущим производителем смартфонов на базе нарождающейся системы Windows Phone, основы мобильной стратегии Microsoft на ближайшие годы.

Честолюбивым замыслам не суждено было сбыться. К моменту прихода Стивена Элопа Nokia не просто была крупнейшим в мире производителем мобильных телефонов вообще и смартфонов в частности. Подразделение смартфонов неуклонно, квартал за кварталом, наращивало объемы продаж и увеличивало норму прибыли; динамика миграции пользователей Nokia с обычных телефонов на смартфоны также была лучшей в отрасли.

Элопу “удалось” в рекордные сроки — менее чем за два года — сократить рыночную долю Nokia с 29% в начале 2011 года до 4% в 3-ем квартале 2012 года, переместившись с первого места в списке производителей смартфонов... на десятое (уступая даже такому новичку, как  Lenovo) и рискуя в ближайшее время вообще покинуть десятку лидеров.

Многое ожидалось от премьеры новейшей версии Windows Phone, имеющей порядковый номер 8. В преддверии ее выхода Microsoft в очередной раз “осборнизировал” усилия своих партнеров-производителей (читай, Nokia, поскольку остальные игроки большей частью платформу от Microsoft игнорировали). Редмондский гигант объявил, что Windows Phone 8 не будет совместима с предыдущими версиями, в один миг лишив релевантности все выпускаемые на тот момент Windows-смартфоны. (Ранее Microsoft столь же жестоко обошелся с огромной армией владельцев девайсов на Windows Mobile, лишив их всякой надежды на апгрейд до Windows Phone).

Еще одним ударом “под дых” стало для Nokia приобретение корпорацией Microsoft ведущей системы VoIP-связи Skype. Сотовые операторы справедливо опасаются распространения Skype и подобных ему технологий, усматривая в них основную угрозу для своего бизнеса. (Для них даже придумали собирательное обозначение OTT, “over the top”, которая явно противопоставляет эти системы услугам, предоставляемым операторами). Ведущие игроки рынка сотовой связи объединились в необъявленном бойкоте против Nokia, и он настолько повлиял на объемы продаж, что это признал и сам Элоп на ежегодном собрании акционеров в мае этого года.

Очередной крупной ошибкой руководства Nokia стала крайне невыгодная для компании политика эксклюзивных договоров с операторами, фактически закрывающей Nokia доступ к значительной части рынков. Так, эксклюзивное соглашение с AT&T означает потерю более чем половины американского рынка для флагманской модели Nokia, Lumia 920.

Неудивительно, что акции компании в течение всего срока пребывания Стивена Элопа у ее руля неуклонно падали в цене (если не считать небольшого отскока в августе, связанного с временной победой Apple в судебном процессе с Samsung), а рейтинговые агенства раз за разом понижают кредитный рейтинг компании (недавно S&P сделал это в очередной раз, присвоив Nokia “мусорный” статус BB-).

***

Надеждам, которые Nokia возлагала на выход Windows Phone 8, также не суждено было сбыться. Новая версия Windows Phone должна была стать “третьей экосистемой”, потеснив Android и iOS, а новые модели Lumia 920 и 820 — лучшими из Windows-смартфонов, способными вернуть Nokia утраченные позиции.

Увы, не случилось ни первого, ни второго. Новинки Nokia разочаровали рынок, не продемострировав ничего принципиально нового. Акции компании упали на 13%, а потом еще на 4%.

Окончательных данных о продажах IV квартала еще, естественно, нет, но по всем оценкам (вот, например, данные агентства Kantar) существенных изменений к лучшему не наблюдается — ни для Nokia, ни для Windows Phone в целом. Надежды на “третью экосистему”, похоже, придется оставить: Согласно анализу Томи Ахонена, общемировая доля Windows Phone в четвертом квартале упала с 2% до 1% (во втором квартале она составляла 3%). Что же до Nokia, тут ситуация еще плачевнее: ее рыночная доля упала до 2,7% (с 3,7% кварталом ранее). Но этого мало: данные Kantar показывают, что устаревшая и списанная Элопом в утиль платформа Symbian (новые смартфоны на этой системе не выпускаются Nokia уже 9 месяцев) по-прежнему более чем на 70% опережает по продажам Windows Phone! Наглядный показатель того, насколько велика глубина падения компании, еще недавно бывшей безоговорочным лидером рынка.

***

Новый планшет, разумеется, ничего изменит в бедственном положении Nokia. Пока ни одному производителю смартфонов не удалось достичь сколько-нибудь существенного успеха в планшетном сегменте — ни Motorola, ни HTC, ни LG. По-видимому, сказывается “телефонный” подход к маркетингу и продажам, не применимый к планшетам (каковые, несомненно, являются персональными компьютерами куда в большей степени, чем устройствами для мобильной связи). Только компании с большим опытом в производстве PC — Samsung, Asus, Acer, в меньшей степени Lenovo и Toshiba — смогли закрепиться в этой перспективной нише.
Выпустив свой планшет, Nokia будет вынуждена конкурировать с Microsoft Surface, очень неплохим девайсом с точки зрения “железа”, который тем не менее, не нашел признания у потребителей — главным образом, по причине несовершенства мобильной платформы Windows RT. Этот же фактор, почти наверняка, не позволит Nokia добиться успеха и в этом своем начинании.

Сообщив о последнем снижении кредитного рейтинга Nokia, агенство Standard&Poors особо указало: “Мы меняем статус Nokia в отношении бизнес-рисков с уровня “посредственный” до уровня “слабый” и в отношении финансовых рисков — с уровня “средний” до уровня ”значительный”. Компания в таком состоянии уже вполне созрела для продажи — главным образом, ради объемистого патентного портфолио, которое, несомненно, заинтересует “акул” мобильного рынка. Я не удивлюсь, если уже весной Nokia будет поглощена, а во второй половине наступающего года смартфонный бренд Nokia вообще прекратит свое существование. Поживем — увидим.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 26 декабря 2012 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.