Nokia готовится выпустить на рынок собственный планшет. Согласно информации сайта The Verge, он будет иметь экран 10.1 дюймов, порты USB и HDMI, а также некую особенную крышку-чехол, которая будет служить одновременно клавиатурой и подставкой, а также содержать дополнительную батарею. Естественно, что планшет от Nokia, подобно Microsoft Surface, будет работать под управлением Windows RT, “урезанной” версии Windows 8, которая не позволяет запускать программы, написанные под прежние версии Windows.
Всколыхнула ли эта новость мировое IT-сообщество? Вряд ли. Проблемы, стоящие сегодня перед корпорацией Nokia, настолько серьезны, что их не решить с помощью еще одного девайса, будь оно даже самым оригинальным и совершенным. Тем более, если внутри этого девайса операционная система Windows.
****
Полгода назад я уже писал об “эффекте Элопа”. Заняв осенью 2010 года должность генерального директора Nokia (тогда ведущего игрока на мобильном рынке, по объемам продаж смартфонов вдвое превосходящего Apple и в четыре раза — Samsung), Стивен Элоп вознамерился реформировать компанию. Он решительно отказался от морально устаревшей, по его мнению, платформы Symbian, свернул все работы по созданию ее преемника MeeGo и заключил стратегический альянс с Microsoft. По замыслу партнеров, Nokia должна была стать ведущим производителем смартфонов на базе нарождающейся системы Windows Phone, основы мобильной стратегии Microsoft на ближайшие годы.
Честолюбивым замыслам не суждено было сбыться. К моменту прихода Стивена Элопа Nokia не просто была крупнейшим в мире производителем мобильных телефонов вообще и смартфонов в частности. Подразделение смартфонов неуклонно, квартал за кварталом, наращивало объемы продаж и увеличивало норму прибыли; динамика миграции пользователей Nokia с обычных телефонов на смартфоны также была лучшей в отрасли.
Элопу “удалось” в рекордные сроки — менее чем за два года — сократить рыночную долю Nokia с 29% в начале 2011 года до 4% в 3-ем квартале 2012 года, переместившись с первого места в списке производителей смартфонов... на десятое (уступая даже такому новичку, как Lenovo) и рискуя в ближайшее время вообще покинуть десятку лидеров.
Многое ожидалось от премьеры новейшей версии Windows Phone, имеющей порядковый номер 8. В преддверии ее выхода Microsoft в очередной раз “осборнизировал” усилия своих партнеров-производителей (читай, Nokia, поскольку остальные игроки большей частью платформу от Microsoft игнорировали). Редмондский гигант объявил, что Windows Phone 8 не будет совместима с предыдущими версиями, в один миг лишив релевантности все выпускаемые на тот момент Windows-смартфоны. (Ранее Microsoft столь же жестоко обошелся с огромной армией владельцев девайсов на Windows Mobile, лишив их всякой надежды на апгрейд до Windows Phone).
Еще одним ударом “под дых” стало для Nokia приобретение корпорацией Microsoft ведущей системы VoIP-связи Skype. Сотовые операторы справедливо опасаются распространения Skype и подобных ему технологий, усматривая в них основную угрозу для своего бизнеса. (Для них даже придумали собирательное обозначение OTT, “over the top”, которая явно противопоставляет эти системы услугам, предоставляемым операторами). Ведущие игроки рынка сотовой связи объединились в необъявленном бойкоте против Nokia, и он настолько повлиял на объемы продаж, что это признал и сам Элоп на ежегодном собрании акционеров в мае этого года.
Очередной крупной ошибкой руководства Nokia стала крайне невыгодная для компании политика эксклюзивных договоров с операторами, фактически закрывающей Nokia доступ к значительной части рынков. Так, эксклюзивное соглашение с AT&T означает потерю более чем половины американского рынка для флагманской модели Nokia, Lumia 920.
Неудивительно, что акции компании в течение всего срока пребывания Стивена Элопа у ее руля неуклонно падали в цене (если не считать небольшого отскока в августе, связанного с временной победой Apple в судебном процессе с Samsung), а рейтинговые агенства раз за разом понижают кредитный рейтинг компании (недавно S&P сделал это в очередной раз, присвоив Nokia “мусорный” статус BB-).
***
Надеждам, которые Nokia возлагала на выход Windows Phone 8, также не суждено было сбыться. Новая версия Windows Phone должна была стать “третьей экосистемой”, потеснив Android и iOS, а новые модели Lumia 920 и 820 — лучшими из Windows-смартфонов, способными вернуть Nokia утраченные позиции.
Увы, не случилось ни первого, ни второго. Новинки Nokia разочаровали рынок, не продемострировав ничего принципиально нового. Акции компании упали на 13%, а потом еще на 4%.
Окончательных данных о продажах IV квартала еще, естественно, нет, но по всем оценкам (вот, например, данные агентства Kantar) существенных изменений к лучшему не наблюдается — ни для Nokia, ни для Windows Phone в целом. Надежды на “третью экосистему”, похоже, придется оставить: Согласно анализу Томи Ахонена, общемировая доля Windows Phone в четвертом квартале упала с 2% до 1% (во втором квартале она составляла 3%). Что же до Nokia, тут ситуация еще плачевнее: ее рыночная доля упала до 2,7% (с 3,7% кварталом ранее). Но этого мало: данные Kantar показывают, что устаревшая и списанная Элопом в утиль платформа Symbian (новые смартфоны на этой системе не выпускаются Nokia уже 9 месяцев) по-прежнему более чем на 70% опережает по продажам Windows Phone! Наглядный показатель того, насколько велика глубина падения компании, еще недавно бывшей безоговорочным лидером рынка.
***
Новый планшет, разумеется, ничего изменит в бедственном положении Nokia. Пока ни одному производителю смартфонов не удалось достичь сколько-нибудь существенного успеха в планшетном сегменте — ни Motorola, ни HTC, ни LG. По-видимому, сказывается “телефонный” подход к маркетингу и продажам, не применимый к планшетам (каковые, несомненно, являются персональными компьютерами куда в большей степени, чем устройствами для мобильной связи). Только компании с большим опытом в производстве PC — Samsung, Asus, Acer, в меньшей степени Lenovo и Toshiba — смогли закрепиться в этой перспективной нише.
Выпустив свой планшет, Nokia будет вынуждена конкурировать с Microsoft Surface, очень неплохим девайсом с точки зрения “железа”, который тем не менее, не нашел признания у потребителей — главным образом, по причине несовершенства мобильной платформы Windows RT. Этот же фактор, почти наверняка, не позволит Nokia добиться успеха и в этом своем начинании.
Сообщив о последнем снижении кредитного рейтинга Nokia, агенство Standard&Poors особо указало: “Мы меняем статус Nokia в отношении бизнес-рисков с уровня “посредственный” до уровня “слабый” и в отношении финансовых рисков — с уровня “средний” до уровня ”значительный”. Компания в таком состоянии уже вполне созрела для продажи — главным образом, ради объемистого патентного портфолио, которое, несомненно, заинтересует “акул” мобильного рынка. Я не удивлюсь, если уже весной Nokia будет поглощена, а во второй половине наступающего года смартфонный бренд Nokia вообще прекратит свое существование. Поживем — увидим.