Я уже писал о своих впечатлениях о планшете Microsoft Surface. Девайс, с большой помпой представленный компанией летом, некоторыми был воспринят с энтузиазмом, другие видели в нем угрозу отношениям софтверного гиганта с производителями оборудования.
Однако продажи планшета, начавшиеся в конце ноября, не показали сколько-нибудь существенного интереса потребителей к новому устройству. Сам Баллмер признал, что старт планшета оказался «скромным». Аналитики не ожидают объемов продаж более 1,3 млн. единиц до конца года; некоторые дают еще более пессимистичные прогнозы – не более 600-800 тыс. И это – при беспрецедентной рекламной компании, которую Microsoft ведет в США. Для сравнения: Google Nexus 7 в настоящий момент продается в объемах более 1 млн. устройств в месяц.
Почему Surface не пользуется спросом? Мнения по этому поводу разделились.
Кто-то полагает, что проблемы в дистрибуции. В настоящее время планшет продается только через брендированные магазины Microsoft, а их в США всего 31 (плюс 34 маленьких стенда-«киоска» в холлах торговых центров). Правда, у меня возникло впечатление, что эти магазины попадаются буквально на каждом шагу, но возможно, такова ситуация лишь в DC и других крупных городах.
Несомненно, играет роль высокая цена. Планшет в нижней комплектации стоит 499 долларов; цена вроде бы конкурентная, но нельзя забывать о «небольшой неточности» в характеристиках: при заявленных 32 GB памяти пользователям планшета доступно чуть больше 16 GB, остальное занимает ОС и предустановленные приложения. Такой подход характерен для спецификаций РС, но в мобильных устройствах это, несомненно, новаторство, и крайне несимпатичное. Покупая iPad или Android-планшет, вы всегда получаете столько памяти, сколько указано в описании, а не вдвое меньше.
И всё же, главное не это. Основных факторов три: неудачная ОС; полное отсутствие приложений; неверное позиционирование продукта.
Я уже говорил о том, что Windows RT только внешне похожа на мобильную платформу. В глубине это всё та же Windows, работа с которой по-настоящему комфортна лишь при наличии клавиатуры и мыши.
Количество приложений для Surface ничтожно. На момент начала продаж в Windows Store было доступно чуть более 5000 приложений (приложения для iPad и Android-планшетов исчисляются сотнями тысяч), и хотя каждый день появляется около 500 новых приложений для Windows RT, качество их оставляет желать лучшего. Наличие MS Office вряд ли может являться решающим фактором, учитывая, скажем, то, что для Android есть не менее четырех неплохих пакетов для работы с документами.
Что же касается позиционирования… Скажу просто: когда держишь планшет в руках, он оставляет хорошее впечатление, и всё же непонятно, зачем он в принципе нужен. Для потребления контента iPad, Galaxy Tab, Nexus и даже Fire HD подходят куда лучше; для работы Surface недостаточно хорош, поскольку не позволяет запускать приложения для Windows. Ожидаемый Surface Pro решит эту проблему, но покупать планшет стоимостью 900 долларов, когда за эту цену (и даже дешевле) можно купить отличный ноутбук, вряд ли кто-то станет. Строго говоря, с этой точки зрения Surface Pro воспринимается как не слишком удобный и очень дорогой ультрабук.
По моему мнению, Microsoft должен убрать Surface с рынка, сделать Surface Pro тоньше и легче и продавать его за 400 долларов. Тогда у компании есть все шансы сделать планшет хитом продаж. В той конфигурации, которая предлагается сейчас, это, увы, недостижимо.