Пост

Получил я тут письмо от Олеси из Таганрога. Её интересует следующее:

Скажите, пожалуйста, является ли макет, выполненный дизайнерами фирмы по заказу клиента, собственностью фирмы? Имеет ли право клиент получить свой макет на руки в рабочем варианте, не в просмотровом? Или предоставление макета должно оплачиваться дополнительно? За что платит заказчик при изготовлении макета: за выполнение работы или за изготовленный товар? Каким документом можно руководствоваться в таких случаях?

Хороший вопрос. Отвечаю с удовольствием.

Мне, естественно, льстит то, что к моим рассуждениям относятся как к нормативным документам. В сущности, для этого я и пишу — чтобы в отрасли начали появляться хоть какие-то отраслевые стандарты, чтобы на смену «дикому рынку» пришли цивилизованные отношения между Заказчиком и Исполнителем. А для этого должен быть фундамент, на котором они зиждятся: нормативная база, в т.ч. и подразумеваемая. Да, вот так, без этого нельзя.

Но на данный момент мы не имеем ясно сформулированных отраслевых стандартов в отношении указанных вопросов. Так что придется рассуждать, исходя из здравого смысла и собственного опыта.

В данном случае всё зависит от начальных договоренностей с учетом общего характера работы. Я считаю, что очень важна здесь направленность: клиент заказывает макет или продукцию, неотъемлемой частью производства каковой этот макет является.

В первом случае клиент безусловно имеет право на получение окончательного варианта макета в электронном виде, а если это было оговорено ранее — то и всех промежуточных либо отвергнутых вариантов.

Во втором случае — возможны варианты, особенно в случае, если стоимость макета не была выделена отдельной строкой в счете. Как правило, западные стандарты предусматривают по умолчанию право собственности исполнителя на всевспомогательные материалы и результаты промежуточных этапов при исполнении заказа, к каковым, в принципе, здесь можно отнести и макет.

Вопрос в другом: зачем этот вопрос вообще поднимать? В чем тут принцип? Зачем типографии этот макет, что она с ним сможет сделать? К чему ненужные разбирательства? Я в таких случаях руководствуюсь принципом Оккама и не умножаю сущностей без необходимости.

P.S. На самом деле этот вопрос затрагивает целый пласт проблем, не последняя из которых — это приоритеты клиента. Как он формулирует задачу: создать макет, на основе которого позже, наверное, будет печататься продукция или напечатать продукцию, сделав предварительно макет? Я считаю различие в подходах принципиальным. Наша типография, например, так определяет понятие «креатив».

Если ваша типография берется за креатив — определяйтесь заранее с подходами к вопросам собственности на материалы, ответственности исполнителя, последовательности действий и т.д. Если же вы считаете себя производственной фирмой, а не дизайн-бюро — нужно четко и недвусмысленно объяснить клиенту рамки работы, за которую вы берете деньги. Иначе проблем не оберешься. 

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 10 ноября 2005 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Тема электронных книг в настоящее время одна из самых горячих. Вот и журнал Wired уделяет ей значительное внимание.

Публикуясь самостоятельно, писатели зарабатывают миллионы. Выходит, самиздат — будущее книгоиздательства?

25 мая в Москве с большой помпой прошло мероприятие корпорации Adobe под названием «Эволюция творчества», посвящённое выходу Creative Suite 5.5.

Выход iPad-газеты The Daily, назначенный на эту неделю, перенесён на неопределённый срок.

Судя по всему, финский гигант вскоре вылетит из тройки крупнейших производителей смартфонов. А ведь для столь драматического развития событий, по сути, не было никаких оснований…

Кристофер Мимс полагает, что е-книги находятся на «пике завышенных ожиданий». Следовательно, в будущем их ждёт падение в глубокую пропасть разочарования.

В iPad 2 нет ничего принципиально нового, кроме двух камер. Но пока конкуренты безуспешно пытаются приблизиться к iPad 1, Apple значительно улучшил свой — и так очень хороший — продукт.

Мой аккаунт восстановлен, но все друзья из него исчезли. Хочу снова подружиться с теми, с кем дружил раньше.

Крупнейший онлайн-ритейлер угрожает гегемонии Apple на рынке планшетов?

Уступая многочисленным просьбам, наконец-то выложил свои переводы сценариев на этот сайт.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.