Пост

Получил я тут письмо от Олеси из Таганрога. Её интересует следующее:

Скажите, пожалуйста, является ли макет, выполненный дизайнерами фирмы по заказу клиента, собственностью фирмы? Имеет ли право клиент получить свой макет на руки в рабочем варианте, не в просмотровом? Или предоставление макета должно оплачиваться дополнительно? За что платит заказчик при изготовлении макета: за выполнение работы или за изготовленный товар? Каким документом можно руководствоваться в таких случаях?

Хороший вопрос. Отвечаю с удовольствием.

Мне, естественно, льстит то, что к моим рассуждениям относятся как к нормативным документам. В сущности, для этого я и пишу — чтобы в отрасли начали появляться хоть какие-то отраслевые стандарты, чтобы на смену «дикому рынку» пришли цивилизованные отношения между Заказчиком и Исполнителем. А для этого должен быть фундамент, на котором они зиждятся: нормативная база, в т.ч. и подразумеваемая. Да, вот так, без этого нельзя.

Но на данный момент мы не имеем ясно сформулированных отраслевых стандартов в отношении указанных вопросов. Так что придется рассуждать, исходя из здравого смысла и собственного опыта.

В данном случае всё зависит от начальных договоренностей с учетом общего характера работы. Я считаю, что очень важна здесь направленность: клиент заказывает макет или продукцию, неотъемлемой частью производства каковой этот макет является.

В первом случае клиент безусловно имеет право на получение окончательного варианта макета в электронном виде, а если это было оговорено ранее — то и всех промежуточных либо отвергнутых вариантов.

Во втором случае — возможны варианты, особенно в случае, если стоимость макета не была выделена отдельной строкой в счете. Как правило, западные стандарты предусматривают по умолчанию право собственности исполнителя на всевспомогательные материалы и результаты промежуточных этапов при исполнении заказа, к каковым, в принципе, здесь можно отнести и макет.

Вопрос в другом: зачем этот вопрос вообще поднимать? В чем тут принцип? Зачем типографии этот макет, что она с ним сможет сделать? К чему ненужные разбирательства? Я в таких случаях руководствуюсь принципом Оккама и не умножаю сущностей без необходимости.

P.S. На самом деле этот вопрос затрагивает целый пласт проблем, не последняя из которых — это приоритеты клиента. Как он формулирует задачу: создать макет, на основе которого позже, наверное, будет печататься продукция или напечатать продукцию, сделав предварительно макет? Я считаю различие в подходах принципиальным. Наша типография, например, так определяет понятие «креатив».

Если ваша типография берется за креатив — определяйтесь заранее с подходами к вопросам собственности на материалы, ответственности исполнителя, последовательности действий и т.д. Если же вы считаете себя производственной фирмой, а не дизайн-бюро — нужно четко и недвусмысленно объяснить клиенту рамки работы, за которую вы берете деньги. Иначе проблем не оберешься. 

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 10 ноября 2005 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Нет сомнений в том, что Стив Балмер фактически уволен. Также нет сомнений, что уволить его мог только один человек, и зовут его Билл Гейтс. Так ли это, и в чем причины увольнения руководителя Microsoft?

Знаменитый писатель умер в возрасте 87 лет. За свою жизнь он написал почти полсотни романов, 26 из которых стали кинофильмами, такими как «Контракт с коротышкой» или «Джеки Браун».

Владельцем одной из крупнейших газет США стал человек, умеющий создавать подрывные инновации и готовый спокойно ждать, пока они дадут результат. Что это означает для медиа-индустрии?

Знаменитые и (некогда) успешные издания Newsweek и BostonGlobe сменили владельцев. Кто и почему покупает сегодня медиа-бренды?

Новый сценарий Кормака Маккарти непохож на обычные сценарии, но очень похож на другие книги знаменитого американского автора.

Презентация новых моделей Blackberry не остановила падения стоимости акций компании и не прибавила уверенности в будущем бренда Blackberry.

И тот и другой фильмы – про агентов ЦРУ, и тот и другой – триллеры, и тот и другой рассказывают о реальных событиях, еще недавно бывших тайной за семью печатями, оба удостоились высоких наград... Но насколько же «Цель…» глубже, объемнее и насыщеннее, чем «Арго»!

Три дня назад покончил с собой Аарон Шварц. Трудно одной фразой определить, кем он был. Вслед за англоязычной Википедией скажу, что он был интернет-активистом. Мы знаем, что ему не так давно исполнилось 26 лет и он, судя по всему, был компьютерным гением. Что он участвовал – в возрасте 14 лет – в разработке стандарта RSS первой версии (скажите спасибо ему все, […]

Новый фильм Тарантино не претендует на историчность. Но даже несмотря на это, явных исторических ляпов в нем многовато.

В российской версии фильма «Координаты «Скайфолл» обнаружились скрытые смыслы, неведомые даже его создателям. Так сказать, переводчики шутят.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.