Пост

Получил я тут письмо от Олеси из Таганрога. Её интересует следующее:

Скажите, пожалуйста, является ли макет, выполненный дизайнерами фирмы по заказу клиента, собственностью фирмы? Имеет ли право клиент получить свой макет на руки в рабочем варианте, не в просмотровом? Или предоставление макета должно оплачиваться дополнительно? За что платит заказчик при изготовлении макета: за выполнение работы или за изготовленный товар? Каким документом можно руководствоваться в таких случаях?

Хороший вопрос. Отвечаю с удовольствием.

Мне, естественно, льстит то, что к моим рассуждениям относятся как к нормативным документам. В сущности, для этого я и пишу — чтобы в отрасли начали появляться хоть какие-то отраслевые стандарты, чтобы на смену «дикому рынку» пришли цивилизованные отношения между Заказчиком и Исполнителем. А для этого должен быть фундамент, на котором они зиждятся: нормативная база, в т.ч. и подразумеваемая. Да, вот так, без этого нельзя.

Но на данный момент мы не имеем ясно сформулированных отраслевых стандартов в отношении указанных вопросов. Так что придется рассуждать, исходя из здравого смысла и собственного опыта.

В данном случае всё зависит от начальных договоренностей с учетом общего характера работы. Я считаю, что очень важна здесь направленность: клиент заказывает макет или продукцию, неотъемлемой частью производства каковой этот макет является.

В первом случае клиент безусловно имеет право на получение окончательного варианта макета в электронном виде, а если это было оговорено ранее — то и всех промежуточных либо отвергнутых вариантов.

Во втором случае — возможны варианты, особенно в случае, если стоимость макета не была выделена отдельной строкой в счете. Как правило, западные стандарты предусматривают по умолчанию право собственности исполнителя на всевспомогательные материалы и результаты промежуточных этапов при исполнении заказа, к каковым, в принципе, здесь можно отнести и макет.

Вопрос в другом: зачем этот вопрос вообще поднимать? В чем тут принцип? Зачем типографии этот макет, что она с ним сможет сделать? К чему ненужные разбирательства? Я в таких случаях руководствуюсь принципом Оккама и не умножаю сущностей без необходимости.

P.S. На самом деле этот вопрос затрагивает целый пласт проблем, не последняя из которых — это приоритеты клиента. Как он формулирует задачу: создать макет, на основе которого позже, наверное, будет печататься продукция или напечатать продукцию, сделав предварительно макет? Я считаю различие в подходах принципиальным. Наша типография, например, так определяет понятие «креатив».

Если ваша типография берется за креатив — определяйтесь заранее с подходами к вопросам собственности на материалы, ответственности исполнителя, последовательности действий и т.д. Если же вы считаете себя производственной фирмой, а не дизайн-бюро — нужно четко и недвусмысленно объяснить клиенту рамки работы, за которую вы берете деньги. Иначе проблем не оберешься. 

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 10 ноября 2005 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.