Такое ощущение, что те, кто наперебой восхваляет фильм «Операция «Арго» Бена Аффлека (и дали ему «Золотой глобус» и ему семь номинаций на «Оскара») смотрели совсем не тот фильм, который посмотрел я. Попытка засчитывается, но она далеко не чемпионская. Особенно рядом с «Целью номер один» Кэтрин Бигелоу (тоже «Золотой глобус», но «всего» пять номинаций на «Оскара»).
И тот и другой фильмы – про агентов ЦРУ, и тот и другой – триллеры, основанные на сюжете, а не характерах (plot-driven против character-driven), и тот и другой рассказывают о реальных событиях, еще недавно бывших тайной за семью печатями. Но насколько же Бигелоу выше Аффлека как режиссер! «Цель…» в два, три, четыре раза объемнее, насыщеннее и цельнее «Арго».
Вот краткое сравнение двух фильмов.
«Цель номер один» | «Операция «Арго» | |
Достоверность | О достоверности событий, изложенных в первых двух актах, судить трудно, поскольку их мало чем можно подтвердить – всё засекречено. Но происходящее на экране выглядит настолько реально, что один конгрессмен потребовал от ЦРУ и минобороны расследования, не была ли разглашена в ходе создания фильма секретная информация. Впрочем, последний акт аутентичен постольку, поскольку даже в мелочах совпадает с рассказанным в книге «Нелегкий день», написанной одним из непосредственных участников ликвидации Осамы бин Ладена. | Фильм громко заявляет о своей аутентичности: на титрах рядом представлены кадры фильма и реальные фотоматериалы, что демонстрирует их полную схожесть; на роли второго плана выбраны актеры, очень похожие на своих прототипов. Тем грустнее смотреть третий акт фильма – события в аэропорту выдуманы полностью, чтобы пощипать нервы зрителю. Думаю, режиссер покрупнее Аффлека смог представить нам правду как она есть, не боясь показаться скучным. |
Главный герой | Джессика Честейн – актриса масштаба Мерил Стрип; своей ролью в «Цели…» она доказала это окончательно. Казалось бы, ей нечего играть, кроме непреклонной уверенности в своей правоте, а как у нее это получается!.. | Выбрав на остальные роли похожих на оригиналы актеров, на главную роль Аффлек назначил себя… и прогадал. Он ничего не смог сыграть в роли агента Мендеса (кстати, в реальной жизни низкорослого и толстенького), поэтому Аффлек не придумал ничего лучше, чем дефилировать в узких рубашечках, облегающих мышцы да дежурно демонстрировать оголенный торс. |
Персонажи второго плана | В этом фильме каждый персонаж, даже мелкий, играет характер, и играет здорово: и Джейсон Кларк в роли коллеги героини, и Кайл Чандлер в роли ее первого начальника-рохли, и Марк Стронг в роли второго начальника-карьериста, и конечно, неповторимый Джеймс Гандольфини в роли директора ЦРУ. | В «Арго» из персонажей второго плана запомнился разве что Алан Аркин в роли циничного и едкого, но очень симпатичного кинопродюсера. Остальные роли прошли равномерной чередой, не оставшись в памяти. |
Антураж | Как я уже сказал, всё невероятно правдоподобно и аутентично, иногда даже слишком (как в сценах с пытками). | После «Мюнхена» антураж 70-х в фильме «Арго» смотрится нарочито целлюлоидно и оттого разрушает цельность образа. |
Резюме: «Арго» фильм неплохой, даже хороший, но «Цели номер один» он и в подметки не годится.