Амазон придумал новый жанр е-книг: Киндл-синглы. На мой взгляд, блестящее изобретение, ещё раз показывающее, какими преимуществами обладает электронный формат.
Идея проста, как всё гениальное. Предположим, вы написали нечто размеров менее 20 тысяч слов. Это может быть рассказ, новелла, эссе или просто длинная (25-40 страниц) статья. Для журнала такое произведение не годится — слишком велико («толстые» журналы, в которых во время оно и публиковались подобные работы, сейчас не распространены). Издавать же его отдельной книгой (точнее, книжечкой) смысла не имеет: такая худенькая книжица вряд ли вызовет к себе серьёзное отношение покупателей. Что делать? Сокращать написанное, чтобы вместить в журнальный формат? Или ждать, пока таких трудов накопится столько, чтобы можно было издать сборник?
Теперь у вас есть третий выход. Вы отдаёте ваше произведение Амазону, который продаёт его как «сингл» — небольшую е-книгу, стóящую от 99 центов до нескольких долларов (на сегодняшний день самые дорогие синглы продаются за 4.99 долларов). Как автор, вы получите столько же, сколько получают разработчики приложения в Апп-Сторе и Андроид-Маркете — 70% от розничной цены. Таким образом, для того, чтобы всё предприятие имело для вас смысл, достаточно продать несколько тысяч экземпляров вашей е-книжечки.
Много это или мало — 70%? Оказывается, много, если вспомнить, что при сотрудничестве с издательством сегодня автор получает либо 10-20% от оптовой цены е-книги, либо 10-25% от чистого дохода издательства.
Пикантность ситуации в том, что своей новой моделью продаж Амазон вчистую подрывает бизнес издателей. Теперь автору есть прямой смысл идти мимо издательства, напрямую к ритейлеру. Книгоиздатели оказываются вне игры. Обращаться к ним будет интересно лишь авторам крупных произведений (80 тысяч слов и более), которые, к тому же, рассчитывают, что их книга выйдет в твёрдом переплёте и продастся тиражом более 10 тыс. экземпляров.
Но как создать паблисити, необходимое авторам е-книжиц для того, чтобы их работы продавались? Известно ведь, что сегодня для автора главное — это найти свою аудиторию.
Амазон подумал и об этом. Онлайн-ритейлер договорился с двумя известными организациями, под эгидой которых будут регулярно выходить е-книжечки.
Первая из них — TED, известная своими конференциями с участием всевозможных гуру. TED намерен для начала опубликовать три сингла по цене 2.99 долларов за каждый. 70% от розничной цены е-книги, остающиеся после того, как Амазон заберёт свою долю, будут поделены пополам между TED и автором сингла.
Вторая — независимая новостная компания ProPublica, которая собирается опубликовать отчёт о террористической атаке в Мумбаи.
Созданный Амазоном жанр обязательно окажет влияние на конфигурацию рынка е-книг и книгоиздательской индустрии в целом. Об этом говорится и в пресс-релизе ProPublica:
Амазон уловил самую суть: в старом мире печатного книгоиздательства тексты длинее 10 тысяч слов (длинная журнальная статья) и короче 30 тысяч слов (небольшая книга) было очень трудно опубликовать. Это одно из тех «правил», которые цифровая технология опровергает, и, как издательство, часто публикующее полноформатный контент, мы думаем, что это существенный шаг вперёд.
Авторы ликуют. Потребитель (читатель) в выигрыше. Издатели готовятся к новым убыткам. Ситуация развивается в прежнем направлении.
P.S. Кстати, идея принадлежит не Амазону. Гораздо раньше, чем Амазон, изданием «литературы малых форм» в электронном виде занялся стартап Atavist. Это электронное издательство-бутик, которое разработало бесплатное приложение для iPad и Nook, позволяющее приобретать тексты объёмом до 30 тысяч знаков из библиотеки издателя за 2.99 доллара. Кто знает &mda
sh; может быть, этот жанр и есть будущее литературы? Крупные произведения уступят место синглам со сжатым, лаконичным нарративом, которые можно будет прочесть за час-два — а большее время люди из этого будущего тратить на чтение не захотят?