Наконец-то собрался написать о своих впечатлениях от мероприятия «Эволюция творчества», которое Adobe с помпой провела в Центре международной торговли. Более подробно об этом я написал здесь.
Собственно, меня интересовало не само мероприятие — я привык узнавать о возможностях программ из самих программ, ну в крайнем случае, из их описания, но никак из презентаций штатных пропагандистов. Я был рад возможности пообщаться с евангелистами Adobe, людьми, которые знают о внутренней кухне корпорации, её планах и целях больше, чем мы, наблюдающие за процессом извне.
На следующий день после мероприятия мне удалось пообщаться (и даже взять взять интервью) у двух евангелистов: Грега Рюиса и Терри Уайта. Первый специализируется на веб-технологиях, второй — на издательских системах. Полный отчёт о результатах интервью можно будет прочитать в ближайшем номере журнале Publish (когда выйдет, опубликую статью и на моём сайте). Скажу немного о впечатлениях.
С обоими «гуру» я говорил только о том, что меня интересует — цифровом/планшетном паблишинге. Поскольку беседовали мы по очереди, вопросы каждому задавал примерно одни и те же. Говорили о перспективах изданий для планшетов, о противостоянии натива и веба, о намерениях Adobe.
Удовлетворения я не получил. С Грегом говорить было вполне приятно, с Терри контакта не получилось. Ответов на свои вопросы, по большей части, я так и не услышал.
***
Adobe делает великолепные продукты. Photoshop и InDesign — прекрасные, зрелые программы. Инструменты для разработки приложений на Flash/Flex и Air поражают диапазоном своих возможностей, и на мобильных платформах у них большое будущее. InDesign, во многом, определил вектор развития традиционного паблишинга. Программа настолько хороша, что, появившись на рынке в эпоху безраздельного господства Quark, менее чем за десятилетие практически уничтожила своего конкурента. Формат PDF, созданный компанией, по сути, стал основой парадигмы цифрового документооборота.
В том, что касается цифрового паблишинга, Adobe — объективно вредная компания. Спеша закрепиться на рынке инструментов для планшетного журнализма, Adobe насадила ущербное, пагубное воркфлоу, которое ведёт этот рынок в тупик, и поменять направление движения уже очень непросто.
В разговоре с евангелистами я предложил следующую метафору.
Много веков назад, в момент возникновения печати, миру впервые был предложен индустриальный способ воспроизведения контента. Этот способ превращал текст в мёртвый имидж, воспроизводимый краской на бумаге. Его нельзя было деконструировать или модифицировать — можно было лишь воспринимать.
Двадцать лет назад возник веб. Он позволил воспроизводить контент новым, революционным способом — из мёртвого имиджа текст превратился в живой, подвижный, дышащий гипертекст. Его стало возможно деконструировать, модифицировать, копипейстить, делиться им... Началась новая эпоха.
Год назад появился планшет, ставший для игроков умирающей издательской отрасли светом в окошке. Издатели бросились к Adobe, умоляя дать им инструменты для портирования их журналов на iPad. И Adobe не придумала ничего лучше, как снова убить текст. Вместо живого гипертекста она предложила показывать читателям весёлые картинки, превращая издание в подобие усовершенственной PowerPoint-презентации. Сделав это, Adobe объективно встала на пути прогресса, отбросив нас назад, в эпоху мёртвого имиджа. Сделала она это по единственной причине — чтобы укрепить позиции InDesign.
Я сказал евангелистам: предположим на секунду, что веб родился вчера. Родился в тот момент, когда пропускная способность каналов уже не является проблемой, ограничивающей способы отображения информации, которые были доступны Тиму Бернерсу-Ли и другим основоположникам веба. Что в таком случае предложила нам, в качестве издательского инструмента для веба, компания Adobe? Возможно (и даже весьма вероятно), она вручила бы нам всё тот же InDesign, приглашая показывать в браузере слайдшоу из имиджей-страниц? И что бы, в этом случае, стало с вебом?[[nextpage]]
Собеседники меня не поняли (