Пост

stevejobs2

Брайан Голдберг написал хорошую статью, но я совершенно не согласен с его выводами. В основе беспрецедентного успеха Apple в конце 90-х- первой декаде 2000-х лежит не стечение обстоятельств, а именно гений Стива Джобса. И трагическое отсутствие этого гения станет причиной неминуемого и достаточно скорого заката Apple – в этом я тоже убежден.

Прежде всего, Голдберг грубо ошибается в основных посылках. Apple выкарабкался из пропасти, в которой оказался к 1996 году, вовсе не благодаря росту емкости жестких дисков или распространению интернета. Успех Apple можно описать следующим набором вех: iMac – iBook – iPod – iPhone – MacBook (прежде всего, Air) — iPad. Никакого отношения к этой цепи аргументы автора статьи не имеют.

Вернувшись к руководству Apple, Стив Джобс не принялся «обихаживать» старых клиентов, графических дизайнеров. Напротив – он поставил своей целью завоевать массового потребителя, ранее к бренду Apple равнодушного. Каждый из продуктов приведенной выше цепи (возможно, за некоторым исключением iBook), по сути, становился базой для новой ниши, ранее не существовавшей. Именно в этом и проявилась гениальность Стива Джобса – в способности создавать новые ниши, давать потребителям продукты и сервисы, о необходимости которых для себя они ранее и не подозревали.

Успех iMac'а уж точно никак не был связан с ростом емкости жестких дисков…

Успех iMac'а уж точно никак не был связан с ростом емкости жестких дисков…

В отличие от Голдберга, я никогда не был большим поклонником Apple и с некоторым удовлетворением наблюдаю за тем, как компания теряет свои позиции – а это уже почувствовали инвесторы, несмотря на прекрасные текущие финансовые показатели. Причины просты, и они вовсе не в том, что «тектонические изменения технологического ландшафта» остались в прошлом, — да это и не так, впереди у нас наиболее важный сдвиг, переход к мобильности как основе мира персональных компьютеров. Apple губит то, что на смену визионеру Джобсу, создающему новые сущности, пришел способный маркетолог и менеджер Кук, — и созидание прекратилось. За время отсутствия Джобса Apple не предложил ни единой инновации. Череда новых версий iPhone и iPad не привнесла в эти революционные продукты ничего принципиально нового: ну не считать же инновациями увеличение экрана в iPhone 5 или уменьшение оного в iPad Mini! Более того: своим позорным фиаско с Apple Maps компания Тима Кука наглядно показала своим пользователям, что бизнес для нее куда важнее их блага, — уверен, Стив Джобс никогда такого не допустил бы.

Свято место пусто не бывает, и в отсутствие Apple на инновационной арене первенство в гонке постепенно переходит к Samsung и Google. Я уверен, что через пару лет Android станет доминантной платформой и на рынке планшетов. Создав Galaxy S III, Samsung показал рынку, что iPone по сегодняшним меркам, в общем, довольно посредственный смартфон, а после появления Nexus 10 и iPad перестал быть эталоном планшетного компьютера. Почему это случилось? Из-за отсутствия «тектонических сдвигов»? Вовсе нет – из-за того, что Apple, в отличие от конкурентов, утратил способность к качественному (а не количественному) совершенствованию своих продуктов.

После ухода Стива Джобса его уникальный дар визионера и креативный гений перестал компенсировать недостатки, которыми тот же самый Джобс наградил Apple, и прежде всего, высокомерную закрытость платформы, авторитарный подход к пользователям и девелоперам, одержимость полным и всеобъемлющим контролем. Сегодня компании, по сути, нечего предложить пользователям, кроме (пока еще) модного супербренда, и тут я согласен с Голбергом: у людей исчезает необходимость в приобретении очередных версий существующих продуктов Apple, а ничего принципиально нового Apple им не предлагает и, по-видимому, уже не может предложить. Кстати, ситуация очень напоминает первый закат Apple в конце 80-х годов, когда Mac’и стали неуклонно вытесняться и быстро совершенствующимися и куда более дешевыми Wintel-компьютерами, — только сегодня в роли «подрывника» выступает не Microsoft, а Google.

Эпоха безраздельного господства Apple пришла к концу, и слава богу. Жаль лишь, что Стив Джобс больше уже не произведет новых революций, а фигура, равновеликая ему в этом смысле, пока на горизонте не просматривается. Джефф Безос следующим Стивом Джобсом уже точно не станет.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 22 декабря 2012 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.