В рамках краткой дискуссии, возникшей на Facebook после публикации мною перевода статьи Якоба Нильсена, прозвучало мнение, что среднему российско-СНГшному издателю трудно понять специфику всех новшеств, связанных с мобильным вебом, — им, дескать, и с обычным вебом справиться непросто.
Для того, чтобы упростить понимание, публикую краткую справку о том, что такое мобильный веб и на основании чего следует принимать решение.
Итак, владелец сайта, стремящийся удовлетворить нужды пользователей мобильного веба (или воспользоваться выгодами, которые приносит дополнительный мобильный трафик – это кому как нравится), может сделать выбор в пользу одного из двух вариантов:
- создать респонсив-сайт (на основе методики responsive web-design);
- создать отдельную мобильную версию сайта.
В таблице ниже приведен обзор преимуществ и недостатков обоих подходов.
Подход | Преимущества | Недостатки |
Отдельная мобильная версия | 1) Дает возможность реализации интерфейса с полным учетом характеристик конкретного устройства. 2) Позволяет поставлять различный контент десктоп- и мобильным пользователям. 3) Обеспечивает возможность исключить загрузку контента и функционала, ненужного мобильным пользователям. 4) Не требует модификации основного сайта. |
1) Является отдельным проектом, независимым от основного сайта, что фактически означает поддержку двух или более почти автономных сайтов. 2) Диверсификация мобильных устройств и совершенствование их параметров требуют наличия как минимум двух мобильных версий (для планшетов и для смартфонов). 3) Появление новых типов мобильных устройств или кардинальное изменение их характеристик может потребовать создания и поддержки дополнительных мобильных версий. 4) Трафик распределяется по разным субдоменам, что уменьшает цифры посещаемости для каждой версии сайта и ухудшает позиции в поисковых системах. 5) В силу автономности от основного сайта, как правило, должна разрабатываться после того, как работы по основному сайту произведены и его конфигурация устоится. |
Респонсив-сайт | 1) Обеспечивает хорошую или удовлетворительную поддержку всех мобильных устройств в рамках одного сайта. 2) Обеспечивает сравнительно простую модификацию сайта при появлении новых классов или изменении характеристик мобильных устройств. 3) Объединяет трафик и ссылки поисковых систем со всех типов компьютеров и устройств на одном сайте. 4) Позволяет обеспечить доступ к сайту с мобильных устройств сразу же после открытия основного сайта. 5) Поддержка такого сайта после внедрения практически не отличается от поддержки обычного сайта. |
1) Не позволяет поставлять различный контент на разные типы устройств. 2) Не позволяет (или почти не позволяет) отказаться от загрузки всего контента страницы на все типы устройств. 3) Относительно сложен в разработке и внедрении. 4) Превращение уже существующего десктоп-сайта в респонсив-сайт невозможна или чрезмерно сложна. |
В настоящее время среди экспертов нет консенсуса относительно того, какой путь эффективнее. Однако большинство специалистов (см., например, тут и тут) сходятся в следующем:
- мобильная версия имеет смысл в случае, если есть необходимость поставлять различный контент десктоп- и мобильным пользователям;
- мобильная версия оправдана, если уровень конверсии мобильных пользователей очень важен для сайта и необходимо создать максимально удобный интерфейс, учитывающий особенности каждой платформы;
- мобильная версия позволяет сократить расходы на разработку при наличии существующего стационарного сайта.
Во всех остальных случаях респонсив-сайт является более эффективным выбором с точки зрения анализа «затраты-выгода».